В главной роли в фильме «Папа, сдохни!» — новая звезда российского кино Александр Кузнецов
Вышедшая в России в прокат в апреле 2019 года криминальная черная комедия режиссера-дебютанта Кирилла Соколова прошла у себя на родине почти незамеченной. Теперь, год спустя, ее выход на международных онлайн-платформах вызвал шквал восторженных рецензий западной прессы. Выясняется, вполне заслуженных.
Признаться, когда примерно месяц назад я получил от некой британской PR-компании приглашение осветить у нас на сайте выходящий в местный прокат новый российский фильм под ничего не говорящим мне названием Why Don’t You Just Die! («Почему бы тебе не сдохнуть?!»), я отнесся к предложению более чем скептически.
Рекламный плакат к британскому онлайн-прокату фильма
Сопровождающая пресс-релиз картинка рекламного плаката с какими-то кровавыми ужасами особого вдохновения не вызывала. «Очередная дешевая поделка российского коммерческого кино — жалкие потуги добиться непритязательного успеха», — решил я.
Даже, помню, сокрушенно пожаловался коллеге: «Еще не так давно российское кино ассоциировалось с Тарковским и Сокуровым, а теперь вот что…»
Британские пиарщики, однако, оказались настойчивы: заваливали меня письмами и даже прислали фильм для просмотра.
Выяснилось, что оригинальное название картины — «Папа, сдохни!», в России она вышла в прокат еще год назад и особой реакции критики там не вызвала.
Я сдался и решил посмотреть.
Остроумно, стильно, изящно
Смотрел не отрываясь, заливаясь от смеха и захлебываясь от восторга. Давно не было — если и было когда-нибудь — в российском кино столь остроумной, умной, ироничной, стильной и изящной черной комедии.
Мой восторг разделила и британская критика. Фильм отмечен четырех-пятизвездочными рецензиями во всех ведущих газетах, а на американском сайте-агрегаторе критических отзывов Rotten Tomatoes у него 97% процентов «свежести».
Матвей (моднейшая новая звезда российского кино Александр Кузнецов), вооружившись молотком (привет от Раскольникова), отправляется на «мокрое дело». Отправляется по просьбе своей возлюбленной Ольги — убить ее отца, якобы когда-то надругавшегося над маленькой девочкой.
Прознав о хранящейся дома у отца сумке с долларами, Ольга отправляет своего парня Матвея на «мокрое дело»
Отец — брутальный шкаф-милиционер (Виталий Хаев) — встречает юношу подозрительно-враждебно. Враждебность неизбежно перерастает в стычку, которая по эффекту домино становится триггером безудержной кровавой мясорубки.
Матвей вступает в кровавую схватку с отцом Ольги — брутальным ментом Андреем Геннадьевичем (Виталий Хаев)
В мясорубку эту один за другим втягиваются не только члены семьи — сама возлюбленная Матвея и ее мать, — но и коллега мента-отца Евгенич.
Крошатся кости и мебель, летят пули, ручьями льется из просверленной ноги кровь, по квартире разлетаются несправедливо нажитые и припрятанные доллары. Все приметы коммерческого кино налицо.
Крошатся кости и мебель, по квартире летают телевизоры и компьютеры
Самое поразительное — при том, что фильмом я был совершенно очарован, мои первоначальные подозрения о его вторичности вполне оправдались.
Вторично, но по-своему
В нем явственно, нисколько не прячась, проступают родимые пятна его совершенно очевидных предшественников-образцов Тарантино и Гая Ричи — классиков иронично-криминальной черной комедии.
Корни его и в макабрических хоррорах Сэма Пекинпы («Техасская резня бензопилой»), и в корейской «трилогии о мести» («Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть») режиссера Пак Чхан Ука.
Несмотря на безудержную кровавую мясорубку, умирать герои картины отказываются, заставляя вспомнить уморительно смешные и совершенно не страшные кровавые побоища «Монти Пайтон» («Монти Пайтон и Священный Грааль»).
Фильм невероятно изобретательно поставлен, изящно, в тщательно продуманной багровой колористике снят (оператор Дмитрий Улюкаев) и сопровождается роскошным музыкальным саундтреком.
Фильм снят в багрово-кровавой колористике
Авторы музыки Вадим QП и Сергей Соловьев создали помпезный, бесстыдно педалируемый громогласный саундтрек, который заставляет вспомнить и нарочитый мелодраматизм спагетти-вестернов Серджио Леоне, и бетховенскую симфоническую мощь «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика.
При всем обилии нескрываемых, а то и откровенно демонстрируемых заимствований, «Папа, сдохни!» — очень русское кино, с узнаваемыми и очень характерными социально-физиономическими типами своих персонажей.
Особенно хорош в роли беспринципного мента Виталий Хаев.
Новый сильный голос
30-летний Кирилл Соколов — новый сильный голос в российском кино
«Папа, сдохни!» — полнометражный дебют 30-летнего Кирилла Соколова.
В российском кино появился новый сильный голос, который — что особенно отрадно, так как случается, увы, нечасто — сразу был распознан и признан в мире.