«Платон» позволяет контролировать 90% грузоперевозок

Об итогах работы системы «Платон» за первый год рассказал в интервью Роман Старовойт, глава Росавтодора.

— Год подходит к концу. Самое время подводить итоги. Каковы результаты работы системы «Платон» за год? Сколько средств удалось собрать за это время, и насколько этот показатель соответствует ожиданиям?

— 15 ноября прошлого года, то есть прошел ровно год, с того момента, как была введена в эксплуатацию система взимания платы с грузовиков имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12-тонн — «Платон». Я бы охарактеризовал этот год, как успешный, и система запущена точно в срок в соответствии с федеральным законодательством. Сегодня система работает в штатном режиме. Мы не наблюдали и не наблюдаем проблем с доставкой товаров народного потребления, продуктов питания в регионы Российской Федерации.

— Какое количество автомобилей, которые используют бортовые устройства? Какую долю рынка охватывает система «Платон»? На сколько легко получить бортовые устройства?

— Вы знаете, зарегистрировано в Российской Федерации таких автомобилей примерно миллион. Но сюда необходимо включить карьерную технику, которая никогда не выходит на федеральные трассы, специальная техника, которая работает в лесу. Так же автотранспортные средства силовых ведомств, которые не подлежат действию системы взимания платы с 12-тонников. Поэтому мы оцениваем, что фактически более 80 — 90% автомобилей, которые двигаются по федеральным трассам, они сегодня зарегистрированы в системе. Необходимо сделать допущение, что есть автотранспортные средства, которые либо находятся в неисправном состоянии и по сути не используются владельцами для грузоперевозок, либо они используют региональные автомобильные дороги.

Поэтому те прогнозы, которые были сделаны аналитиками, разработчиками системы, по количеству автотранспортных средств, которые подлежат действию системы «Платон» по собираемым объемам финансовых средств, мы фактически попали в десятку. Тот объем, который мы сегодня имеем, а сегодня это уже более 17 миллиардов рублей поступило в Федеральный дорожный фонд, и те прогнозы о 20 миллиардах рублей до конца 2016 года мы предполагаем, что они будут выполнены. Сейчас конец года. И в декабре, как правило, объем перевозок растет. Поэтому мы предполагаем уложиться в те параметры, которые предполагали год назад.

— Собранные средства пошли на ремонт дорог, реализацию отдельных проектов. Какие проекты вы бы отметили, которые были реализованы благодаря средствам от системы «Платон»? И в каких регионах наиболее эффективно они используются?

— В текущем 2016 году было принято решение о направлении, о возможности направления средств «Платона» в регионы для поддержки таких проектов, как строительство, реконструкция путепроводов и мостовых сооружений, как ограничивающие объекты развития транспортной системы.

Поэтому в конце апреля текущего года правительством было принято решение о направлении дополнительно 10 миллиардов 850 миллионов рублей в 40 регионов для решения особо острых проблем в дорожном хозяйстве. Были отобраны регионы, где по мнению общественности пользователи этих дорог стояли вопросы наиболее остро. Это Республика Карелия, Екатеринбург и область, Омская область, и другие регионы.

Впервые было нами предложено и правительством поддержано направление средств не в областные бюджеты. Ну, например, ни просто Свердловская область, а отдельно город Екатеринбург. Не просто Республика Карелия, а отдельно город Петрозаводск.

Работая с предоставлением субсидий федерального бюджета регионам, мы видим, что средства иногда попадая в областной бюджет, не доходят до областного центра. Именно в областных центрах наиболее интенсивное движение, там ежедневно большое количество автомобилей выходят на дороги и сталкиваются с проблематикой. Поэтому решение такое было принято.

Эти средства буквально с мая месяца текущего года направились на решение наиболее острых проблем. Я приведу один такой важный пример, город Петрозаводск. В городе всего существует 230 улиц. В текущем году за счет средств «Платона» нам удалось отремонтировать 100 из них. Такого объема и масштабов ремонтных работ город не видел уже несколько десятков лет. Общаясь с жителями, сейчас осенью принимая эти работы, мы получали огромное количество слов благодарности и поддержки данных решений.

Кроме того, в текущем году удалось направить еще 12 миллиардов рублей в 31 регион на реконструкцию строительства путепроводов и мостовых переходов. В Уфе был введен в эксплуатацию долгожданный объект в Башкирии, строительство мостовой перехода удалось закончить раньше срока. И таких примеров очень много.

— Каков процент нарушителей тех, кто уклоняется от уплаты взносов в систему «Платон»? Что им грозит? Как вы фиксируете эти нарушения?

— Фиксация нарушений предусматривается двумя способами. Это наличие рамок стационарного контроля. С 15 ноября 2016 года уже 194 рамки работает на федеральных дорогах. В следующем году их количество возрастет до 481 рамки. Кроме того, используется второй способ фиксации нарушения, это передвижные специализированные комплексы. Их работает уже 100. Таким образом, весь этот комплекс позволяет нам фиксировать более 98% всех нарушений Законодательства в части системы «Платон».

Далее вся информация направляется по специальным закрытым каналам связи в ГИБДД, а органы ГИБДД выносят представление или постановление нарушителю. Это так называемые «письма счастья».

Сегодня мы видим, что это тысячи нарушений. И больше 10 миллионов рублей уже получены в виде штрафов в бюджет. Таким образом, мы полагаем, что система контроля работает в штатном режиме и на должном уровне.

Кроме того, работает федеральная служба Ространснадзора. В большей степени они обеспечивают контроль работы в системе «Платон» по иностранным грузоперевозчикам, а таких больше 100 тысяч сегодня используют наши федеральные дороги и вносят свою плату.

Так же Ространснадзор сегодня имеет полномочия по контролю и отечественных грузоперевозчиков. Мы представили предложение, чтобы со следующего года полностью эта функция перешла федеральному органу в области транспортного надзора Ространснадзору. Нам кажется, что передача полномочий она еще более увеличит контролируемость этого правонарушения.

— Не секрет, что ряд общественных организаций грузоперевозчиков довольно бурно реагируют на любые новости, связанные с системой «Платон», в том числе выступают за некоторые изменения. Один из аргументов, который часто они используют, это то, что подобная плата увеличивает тарифы на перевозки, ну, и как следствие, это может привести к повышению цен. Как повышение тарифов на грузоперевозки влияет на уровень инфляции?

— Безусловно. Автотранспортные компании, которые работают в этом бизнесе, они включают это в свою себестоимость, включают в перечень услуг, которые они выполняют. И это влияет на стоимость. Но не трудно посчитать, какой процент транспортной перевозки находится в стоимости товара.
Например, движение 12-тонника из Москвы в Санкт-Петербург стоит всего 1000 рублей, а стоимость товара, который перевозит этот грузовик, она существенно выше. В стоимости этого продукта транспортная составляющая всего составляет 10%. Плюс, вы добавьте долю процента, которую увеличит система «Платон». Это была наша аргументация до запуска системы, что мы не увидим существенного роста стоимости товара. Это не произошло в Европе, где аналогичные системы были введены ранее в эксплуатацию. Это менее одного процента повлияло на стоимость.

Однако есть группа товаров, таких как мясо свинины или мясо птицы, где за текущий год почти на 10% сократилась стоимость этого товара. Это другие причины, не связанные с системой «Платон». Это вопросы перепроизводства. И объемы того производства, которые сегодня в России налажены. Плюс антисанкционные мероприятия. Поэтому мы не видим в этой части какой-то проблемы.

— Получается за год система «Платон» собрала больше 17 миллиардов рублей, охватила почти 90% рынка. Какие планы по ежегодным сборам вы прогнозируете в дальнейшем? Какие еще крупные проекты ожидаются в ближайшие годы?

— Мы предполагаем, что учитывая те поступления, которые сегодня мы имеем, исходя из сегодняшнего тарифа, это совершенно понятно, корреляция в зависимости от принятия решения по размеру тарифа. Если мы увеличим тариф в 2 раза, то соответственно, 40 миллиардов рублей поступят в федеральный бюджет. А это фактически в 2 раза увеличит те объемы, которые направлялись в текущем 2016 году.

Если в этом году отремонтировано тысяча километров дорог в городах муниципальных образованиях и в субъектах Российской Федерации, значит можно ожидать, что 2 тыс км дорог будет отремонтировано.

Если будут отобраны проекты, о которых я говорил выше, региональные проекты государственного частного партнерства, значит и они будут запущены в реализацию. А это долгий период времени. Потому что мостовые сооружения, обходы городов, это проекты, которые предусматривает реализацию в 3-4 года.

Мы планируем, что в следующем 2017 году будет построено еще 4 мостовых перехода, это в Нижегородской, Ростовской областях, а также в Алтайском крае и Республике Карелия.

В 2018 году мы предполагаем ввести в эксплуатацию Фрунзенский мост в городе Самаре.

В 2019-ом году мост через реку Волгу в подмосковной Дубне. Это те конкретные объекты, которые сегодня общественники могут уже контролировать, которые будут реализованы на средства «Платона».

Так же до конца 17-го года мы предполагаем отремонтировать еще 24 мостовых сооружения в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкессии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском крае и Алтайском крае. То есть это фактически география всей нашей страны.

Те противники системы взимания платы, которые 11 ноября в канун года эксплуатации системы пытались организовать массовые выступления против системы, они не нашли той поддержки, которую ожидали организаторы.

Всего мы наблюдали в нескольких регионах выступление 37 водителей дальнобойщиков, и также примерно такое же количество водителей легковых автомобилей вышли на акцию протеста. Мы понимаем, что с каждым из них необходимо работать. Работать по снятию замечаний работоспособности системы, по разъяснению всех нюансов расходования финансовых средств на конкретные дорожные объекты. Мы предполагаем эту работу продолжить.

Источник: vestifinance.ru