Почему «социалистическая» Швеция становится раем для супербогатых

Швеция имеет мировую репутацию страны высоких налогов и социальной , но она стала эпицентром роста количества супербогатых в Европе.

На острове Лидинге есть огромные красно-желтые деревянные виллы на вершинах скал и белые минималистичные имения с окнами от пола до потолка.

Расположен он менее чем в получасе езды от центра Стокгольма. Это один из самых богатых районов Швеции.

Предприниматель Конрад Бергстрем щелкает выключателем в своем винном погребе, чтобы показать 3000 бутылок, которые он там хранит.

«Французское Бордо — это то, что я люблю», — рассказывает он, сверкая белоснежной улыбкой.

В другом месте есть открытый бассейн, тренажерный зал, обитый оленьей кожей, мастерская, которая, когда необходимо, становится ночным клубом с большим металлическим писсуаром.

«У меня много друзей-музыкантов, поэтому мы часто играем музыку», — объясняет Бергстрем.

Он заработал деньги благодаря своему бизнесу, включающему компанию по производству наушников и колонок. Этот дом является одним из четырех объектов, которыми он владеет в Швеции и Испании. жизнь для успешного бизнесмена. Однако людей из других стран может удивить, сколько людей стали такими же состоятельными, как Бергстрем, или даже богаче, в Швеции — стране, известной своей левой политикой.

Автор фото, Maddy Savage

Несмотря на то, что сейчас у власти права коалиция, большую часть прошлого века страной руководили правительства во главе с социал-демократами избранные благодаря обещаниям развивать экономику справедливым путем, с налогами, финансирующими сильное государство всеобщего благосостояния.

И вот за последние 30 лет произошел настоящий всплеск количества супербогачей.

Согласно списку, опубликованному прежним. шведским деловым журналом Veckans Affärer, в 1996 году было всего 28 человек с состоянием миллиард крон или больше (около 91 миллиона долларов США по сегодняшнему обменному курсу). Большинство из них происходили из семей, которые были богатыми в течение поколений.

В соответствии с аналогичным анализом ежедневной газеты Aftonbladet, в 2021 году было уже 542 «кроновых миллиардера», и они владели состоянием, эквивалентным 70% ВВП страны, что является мерой общей стоимости товаров и услуг в экономике.

Швеция – с населением всего 10 миллионов – также имеет одну из самых высоких в мире долей «долларовых миллиардеров» в расчете на количество населения.

Forbes включил 43 шведов с состоянием один миллиард долларов или более в список самых богатых людей 2024 года.

Это равно примерно четырем людям на миллион населения, по сравнению с примерно двумя на миллион населения в США (где живет 813 миллиардеров — больше всего среди всех стран, но там население составляет более 342 миллионов человек).

«Это произошло как-то незаметно — вы не замечали этого до тех пор, пока этого не произошло», — говорит Андреас. Цервенко, журналист Aftonbladet и автор книги «Жадная Швеция», в которой он исследует стабильный подъем супербогатых в Швеции.

«Но в Стокгольме вы можете увидеть богатство своими глазами и контраст между сверхбогатыми людьми в некоторых районах Стокгольма и достаточно довольно бедными людьми в других», — отмечает он. Одной из причин роста новых супербогатых является преуспевающий технологический сектор Швеции.

У страны есть репутация Кремниевой долины Европы, за последние два десятилетия здесь возникло более 40 так называемых стартапов-единорогов — компаний стоимостью более 1 миллиарда долларов.

Здесь основали Skype и Spotify, а также игровые компании King и Mojang. Последние истории глобального успеха включают финансово-технологический стартап Tink, который Visa приобрела примерно за 2 миллиарда долларов во время пандемии, медицинскую компанию Kry и компанию по производству электросамокатов Voi. предприниматель-ветеран Ола Алварссон отслеживает этот успех с 1990-х годов. Он говорит, что налоговая скидка на домашние компьютеры в Швеции «объединила всех нас гораздо быстрее, чем в других странах».

Он сам неоднократно являлся соучредителем новых компаний и указывает на сильную «культуру сотрудничества» в секторе стартапов, когда опытные предприниматели часто становятся моделями подражания и инвесторами следующего поколения технологических компаний.

Размеры Швеции также делают ее популярным рынком для тестирования новых идей.

«Если вы хотите проверить, работает ли это на большем рынке, вы можете — при ограниченных затратах и ​​без слишком большого риска для своего бренда или цены ваших акций — попробовать что-то здесь», — говорит Алварссон.