Восьмого октября в зале Совета по правам человека ООН в Женеве прогремели необычно громкие аплодисменты. Битва, которую десятилетиями вели активисты-экологи и правозащитники, завершилась их триумфом.
Впервые в истории подразделение Организации Объединенных Наций, чья миссия заключается в поощрении и защите прав человека во всем мире, приняло резолюцию, признающую здоровую и безопасную окружающую среду универсальным правом человека.
Это было, вероятно, самым выдающимся событием в моей профессиональной карьере
«Это было, вероятно, самым выдающимся событием в моей профессиональной карьере, – сказал Дэвид Бойд, Специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде. – Для принятия этой резолюции потребовались усилия миллионов людей и десятилетия напряженной работы».
Почему это событие считается столь важным и что означает принятие резолюции для жителей регионов, которым приходится сталкиваться с последствиями изменения климата? Вот шесть ключевых тезисов, которые необходимо знать, чтобы понять актуальность и остроту проблемы.
1. Во-первых, давайте вспомним, чем занимается Совет по правам человека и что означают его резолюции
Совет по правам человека – это межправительственный орган в системе Организации Объединенных Наций, который занимается защитой прав человека во всем мире. Совет состоит из представителей 47 государств-членов ООН, которые избираются абсолютным большинством голосов на Генеральной Ассамблее и представляют все регионы мира.
Резолюции Совета по правам человека – это документы, отражающие позицию членов Совета по конкретным вопросам и ситуациям. Обычно принятию резолюции предшествуют дискуссии между государствами, представителями гражданского общества и межправительственными организациями.
Проект резолюции обычно готовит группа, состоящая из нескольких стран. В случае с резолюцией 48/13, принятой восьмого октября, этими странами были Коста-Рика, Мальдивы, Марокко, Словения и Швейцария. Благодаря их усилиям Совет признал, что наличие чистой, здоровой и безопасной окружающей среды – это фундаментальное право человека.
2. Этому решению предшествовали десятилетия труда
В 1972 году в Стокгольме состоялась теперь уже знаменитая Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Она завершилась принятием исторической декларации: государства-члены ООН впервые заявили, что люди имеют фундаментальное право на «качественную среду обитания, позволяющую вести достойную и благополучную жизнь».
С 2008 года Мальдивы, небольшое развивающееся государство, подверженное воздействию глобальных климатических изменений, подготовило серию резолюций, затрагивающих связь прав человека с защитой окружающей среды. В последние несколько лет Мальдивские острова, их союзники, а также Специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде подтолкнули международное сообщество к провозглашению нового универсального права. В дальнейшем эту идею поддержали Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, Верховный комиссар по правам человека Мишель Бачелет, а также более 1,1 тысячи организаций гражданского общества со всего мира.
3. Это была битва Давида с Голиафом…
Чтобы наконец приступить к голосованию по принятию резолюции, группа готовивших ее стран в течение нескольких последних лет вела интенсивные межправительственные переговоры с привлечением экспертов. В одном из семинаров принял участие Леви Мувана, защитник окружающей среды из Замбии.
«В детстве я играл в грязной воде рядом с домом, поэтому постоянно чем-то болел – то бильгарциозом, то разными паразитарным заболеваниями, – рассказал он членам Совета в августе прошлого года. – В моей деревне от холеры умерла девочка. Из-за изменения климата инфекционные заболевания, передающиеся через воду, активно распространяются во всем мире, особенно в странах Африки к югу от Сахары».
Мувана подчеркнул, что его история совсем не уникальна – от разрушительных последствий экологического кризиса страдают миллионы детей. «Примерно 1,7 миллиона из них ежегодно умирают в результате постоянного вдыхания загрязненного воздуха или питья загрязненной воды», – сказал он.
«К сожалению, есть люди, которые намерены и дальше эксплуатировать мир природы, – говорит Дэвид Бойд, Специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде. – Могущественные противники защиты окружающей среды десятилетиями препятствовали принятию важных решений в этой сфере. Я бы сравнил это с битвой Давида с Голиафом. К счастью, организации гражданского общества смогли преодолеть столь мощное противодействие».
4. Для чего нужна резолюция, не имеющая обязательной юридической силы?
Резолюции Совета по правам человека могут не иметь обязательной юридической силы, но они содержат твердые политические обязательства. По словам Дэвида Бойда, принятая восьмого декабря резолюция должна придать импульс более решительным действиям по каждой отдельной экологической проблеме, с которой сейчас сталкивается мир.
«Если мы сможем использовать эту резолюцию в качестве катализатора мер по очистке воздуха, в конечном итоге мы улучшим жизнь миллиардов людей», – подчеркивает он.
Дэвид Бойд ссылается на опыт Мексики, которая в свое время добавила в свою конституцию право на доступ к чистой воде, что позволило в дальнейшем обеспечить безопасной питьевой водой более тысячи сельских населенных пунктов.
5. Связь между правами человека и окружающей средой бесспорна
Дэвид Бойд стал свидетелем разрушительного воздействия изменения климата на повседневную жизнь людей. Во время своей поездки в качестве Специального докладчика на Фиджи он встретил общину, которую пришлось полностью переселить из-за повышения уровня моря, эрозии береговой линии и усиления штормовых ветров.
«Из этого некогда прекрасного прибрежного рая им пришлось переместить целую деревню вглубь страны примерно на три километра, – вспоминает он. – Люди, исторически и традиционно связанные с океаном, который поддерживал их культуру и давал средства к существованию на протяжении многих поколений, оказались отрезаны от него».
«Это вопрос справедливости, – говорит Бойд. – Богатые страны и обеспеченные люди должны платить за вызванное их деятельностью загрязнение планеты, чтобы мы могли помочь уязвимым общинам адаптироваться и восстановить нормальную жизнь».
6. Что дальше?
В резолюции Совета содержится приглашение Генеральной Ассамблее ООН также рассмотреть этот вопрос. Специальный докладчик говорит, что он относится к этому «с осторожным оптимизмом» и надеется, что этот орган примет аналогичную резолюцию в течение следующего года.
По мнению д-ра Марии Нейры, руководителя службы охраны окружающей среды Всемирной организации здравоохранения, принятая Советом резолюция будет иметь далеко идущие последствия и окажет мобилизующее воздействие на многие международные и национальные институты. «Закрепленные в резолюции положения и стандарты будут переноситься на национальный уровень, – поясняет она. – Необходимо направить инвестиции на обеспечение доступа к безопасной воде и услугам санитарии, а также на электрификацию с использованием возобновляемых источников энергии».
Для Дэвида Бойда принятие исторической резолюции в Совете по правам человека оказалось, как он говорит, «парадоксальным» событием: «Было невероятно приятное чувство выполненного долга и в то же время понимание того, как много работы еще предстоит сделать, чтобы воплотить в жизнь эти прекрасные слова из текста резолюции».
Дэвид Бойд ожидает, что принятие резолюции положительно повлияет на переговоры во время предстоящей конференции ООН по климату в Глазго, которую Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал последним шансом положить конец «абсурдной войне человечества с планетой, на которой оно обитает».
♦