Вячеслав Крюков, Руслан Костыленков, Петр Карамзин и Дмитрий Полетаев (слева направо) — участники «Нового величия», отбывавшие арест в СИЗО
Люблинский суд Москвы огласил приговоры фигурантам так называемого дела «Нового величия». Семерых молодых людей признали виновными в создании экстремистского сообщества. Они получили от четырех лет условно до семи лет реального срока.
Как сообщил адвокат Максим Пашков, среди подтверждений вины подсудимых судья Александр Маслов перечислил в том числе показания ранее осужденного фигуранта дела Павла Ребровского, от которых тот отказался.
Ребровский сначала признал вину и дал показания о том, что его товарищи планировали деятельность, связанную с насилием, но, когда его приговорили к реальному лишению свободы, отказался от своих слов. После этого его дело направили на новое рассмотрение.
В приговор также вошли показания Руслана Д. (он же — засекреченный свидетель Константинов), которого защита и обвиняемые называли провокатором. Судья объявил, что «показания обвиняемых и позиция защиты о том, что основные инициативы принадлежали Константинову и что обвиняемые были жертвой провокации, судом опровергаются».
Защита настаивала, что никакой запрещенной деятельности подсудимые не вели, а все, что сделало их компанию похожей на сообщество — устав, членские взносы, помещение — появились усилиями провокатора, который выступал в процессе как главный свидетель обвинения.
У Анны Павликовой (справа) на маске, которую обязательно нужно носить в здании суда, нарисован мультяшный пони. Девушке не было и 18 лет, когда в марте 2018 года ее арестовали по делу «Нового величия»
В четверг в суд пришло много людей, у дверей суда выстроилась очередь, но в основном это журналисты.
Перед заседанием молодой человек в полицейской форме встал на ступеньках суда и начал читать стихотворение, обнимая за плечи пластиковый манекен — голый, не считая трусов и шарфа на шее. Манекен был весь исписан маркером, на его животе выделялось слово «свобода».
«У них только на лапу приказы в белых конвертах! А мы все знаем, что здесь свершается самое настоящее жертвоприношение!», — на этих словах юноша сдернул с манекена шарф и перерезал ему горло ножом для картона.
Пропустить Twitter пост , автор: @natashazotova
Ничего себе перфоманс перед приговором Новому величию прямо на ступеньках суда pic.twitter.com/jQ4irjyBL1
— Наташа Зотова (@natashazotova) 6 августа 2020 г.
Конец Twitter сообщения , автор: @natashazotova
Из горла манекена брызнула ярко-розовая масса, забрызгав журналистов и даже некоторых подсудимых. В этот момент до парня добежали полицейские в бронежилетах, скрутили и увели под крики и аплодисменты.
Анна Павликова заходила в суд вся в брызгах розовой краски.
В чем обвиняли подсудимых
По словам ключевого свидетеля обвинения — он засекречен и проходит в деле как Александр Константинов, а фигуранты дела знали его под именем Руслан Д. — участники «Нового величия» собирались заниматься «революционной деятельностью», их цель — смена власти и Конституции, а осенью 2017 года они ездили в Подмосковье кидать коктейли Молотова, чтобы в случае революции использовать их против полицейских.
«Требование сменить президента не является незаконным. Не является экстремистским и требование изменить Конституцию — первого числа мы все в этом убедились», — замечал на прениях адвокат Максим Пашков. Защита подчеркивала, что обвинение не доказало главного — мотива ненависти и вражды к определенной социальной группе. Без него состава экстремистского преступления просто не может быть.
Свое участие в «Новом величии» главный свидетель объяснял тем, что это его хобби, ему «интересно посещать всякие собрания незарегистрированных организаций». Адвокаты уверены, что Руслан Д. был изначально подослан к группе полицией.
«Он врал суду, когда говорил, что мы собираемся делать взрывчатку. Он врал суду, когда говорил, что мы собираемся устроить переворот и захватить власть в стране. Он врал суду, когда говорил, что я призывала бить полицейских, — говорила о Руслане Д. В своем последнем слове Мария Дубовик. — Я думаю, даже прокурор ему не верит, но дело заведено и ему нужно продолжать».
Пытки и вскрытые вены
В последний день суда, 24 июля, Руслан Костыленков подробно рассказал, как его пытали при задержании. По его словам, когда в марте 2018 года к нему пришли с обыском, то оперативники сразу сбили его с ног и начали бить по рукам и ногам.
Дальше, рассказал Костыленков, на него надели наручники и стали допрашивать — продолжая бить, когда он говорил что-то не то, заложили за резинку трусов пакетик с каким-то порошком, надевали на голову пакет. Потом, по словам молодого человека, его поставили «в растяжку» на собственной кухне, а один из полицейских «взял кухонный молоток из стали (для отбивки мяса) и засунул его ручку [ему] глубоко в анус». По словам Костыленкова, после этого у него началось кровотечение.
17 октября 2019 года Костыленков и Крюков порезали себе вены прямо в зале суда, протестуя против решения судьи Маслова: он в очередной раз отказался отпустить их из СИЗО. Девушек-обвиняемых — Анну Павликову, которой на момент ареста не было 18 лет, и Марию Дубовик — все-таки освободили из СИЗО под домашний арест в августе 2018 года. За день до этого в Москве прошел несогласованный «марш матерей». Восьмой обвиняемый — Сергей Гаврилов — скрылся из-под домашнего ареста и получил убежище на Украине.
Изначально фигурантов было десять. Павел Ребровский и Рустам Рустамов заключили сделку со следствием, их дела рассматривали отдельно. Оба дали показания, что фигуранты «Нового величия» планировали насилие. Рустамову дали условный срок, дело Ребровского находится на новом рассмотрении.