Одновременно с вакцинацией в России продолжается третья фаза испытаний препарата «Спутник V». Одним из добровольцев стал корреспондент DW, который ранее описал то, как ему делали первую прививку от коронавируса и как вкалывали вторую дозу вакцины. На третьей неделе после второго укола журналист отправился в лабораторию, чтобы сдать тест на наличие защитных антител к COVID-19. Ведь именно в этот период иммунный ответ организма проявляется наиболее ярко, утверждают разработчики «Спутник V».
Сергей узнал, что в ходе испытаний вакцины ему достался настоящий препарат, а не плацебо. И антител оказалось много — даже по сравнению с другими вакцинированными. Об этом и других событиях после прививок корреспондент DW рассказывает от первого лица.
Привитые от ковида меряются антителами
Испытания российской вакцины «Спутник V» официально закончатся только в мае этого года. Я решил узнать о результатах своего участия в клиническом исследовании раньше. Через несколько часов после первого укола в конце ноябре температура у меня поднялась до 38,6. Поэтому я почти сразу решил, что мне досталась вакцина, а не плацебо. Впрочем, некоторые коллеги-журналисты обнаруживали у себя всевозможные побочные эффекты от прививки, хотя позже выяснялось, что им вкололи физраствор.
Журналисту DW делают вторую прививку от ковида
Я сдал тест на иммунохимическом анализаторе Liaison XL в лаборатории Helix. Такой же сдают участники телеграм-чата «Результаты вакцинации», в котором состоят многие добровольцы. Сейчас в этом чате почти семь тысяч человек. При этом всего в исследовании участвуют 40 тысяч россиян.
Результат теста был готов через сутки. Антител оказалось много — 310 относительных единиц на миллилитр крови. Мне показалось, что даже в сравнении с другими привитыми из чата в Telegram это очень неплохой результат. Медицинский директор лабораторной службы Helix Дмитрий Денисов в ответ на мой вопрос подтвердил: «Это довольно высокое количество антител, если сравнивать с другими вакцинированными или переболевшими COVID-19».
Предотвращает ли вакцина заболевание ковидом?
Денисов объяснил, что разный иммунный ответ на одну и ту же прививку у разных людей может быть связан с индивидуальными особенностями. «Активность иммунного ответа зависит от множества факторов: наличие сопутствующих заболеваний, перенесенные в недавнем прошлом инфекции, особенности питания и индивидуального развития», — перечислил сотрудник Helix.
Вакцина от коронавируса «Спутник V»
Являются ли антитела в таком объеме, как у меня, стопроцентной защитой от коронавируса, точно сказать нельзя. «Это связано в первую очередь с тем, что вакцинация только началась во всем мире, а этап клинических испытаний вакцин был сокращен до минимальных сроков», — поясняет Дмитрий Денисов.
Глава клинико-диагностической лаборатории больницы имени Жадкевича, где мне ставили прививку, Вадим Лынев утверждает, что реакция привитого человека на вирус может зависеть от мощности встреченного вируса. Если столкнусь с человеком, который болеет в легкой форме — то могу совсем ничего не почувствовать. Если же повстречается сильный вирус — моя болезнь протечет в более легкой форме, чем без прививки.
Как я столкнулся с коронавирусом
Так случилось, что я смог узнать на практике, чем может обернуться встреча с вирусом после вакцинации. На Новый год я отправился к своей 74-летней бабушке в Ленинградскую область. Перед поездкой у меня не было никаких симптомов. В день отправления я сдал ПЦР-тест, мазки показали, что вируса в моей носоглотке нет. По приезде в деревню я первым делом записал бабушку на вакцинацию.
Бабушка переехала из Санкт-Петербурга в область год назад и решила не возвращаться в большой город из-за пандемии. Поселилась в деревенском доме, топила печку, каждую неделю ездила за продуктами в ближайший к деревне 17-тысячный городок. Но даже в трех сотнях километров от Петербурга ей не удалось спрятаться от коронавируса.
В первый день 2021 года она начала покашливать. На следующий день покашливать стал и я. Коронавирус сразу не заподозрили — решили, что простудились на морозе. 3 января я уехал в Петербург, а к вечеру у меня поднялась температура до 37,4 и заболело горло. Похожие симптомы были и у бабушки в деревне.
У меня все симптомы пропали через два дня. У бабушки температура на третий день не спала, появилась слабость. Она вызвала врача — тот взял мазок. Я тоже сдал ПЦР-тест. Бабушке пришел положительный результат. Госпитализация не понадобилась, но болезнь протекала довольно тяжело: три недели температуры, слабость, высокое давление. В то же время у меня результат ПЦР-теста оказался отрицательным.
Вероятно, произошло именно то, о чем говорил глава лаборатории Вадим Лынев. Я столкнулся с сильным вирусом, но перенес его в легкой форме. Обнаруженные у меня антитела — результат вакцинации. В результате заболевания они к моменту теста просто не успели бы сформироваться, тем более в таком количестве.
Бабушке пришлось тяжелее, но на прошлой неделе она уже получила отрицательный результат ПЦР-теста, силы к ней возвращаются. Правда, в ближайшее время прививка ей, похоже, уже не нужна.