Автор фото Getty Images
Появление сразу нескольких вакцин ободрила страны, страдающих от коронавируса. Прививки обещают возвращение к нормальной жизни уже в недалеком будущем. Но спасут они мировую экономику от крупнейшего кризиса века?
Масштабная кризис прервал многолетний прирост богатства в мире, отвергла большинство стран на несколько лет назад и уже стоила налогоплательщикам 12000000000000 долларов. Тратиться на антикризисные меры придется и дальше — несмотря на то, что доходы сокращаются: за пять лет, подсчитали в Международном валютном фонде, мир недосчитается 28000000000000 долларов.
Денег на жизнь и развитие останется вдвое меньше, а долги растут — 2020 года они увеличатся еще на 20000000000000 и превысят годовой объем мировой экономики в три с половиной раза.
Поскольку причина кризиса одна — вирус, то новости о появлении нескольких эффективных вакцин вызвали волну оптимизма в финансовых рынках. Те, у кого есть деньги, сделали ставки на будущий рост доходов бизнеса и населения.
Еще сдержаннее отреагировали экономисты, чиновники и руководители центральных банков — те, которые отвечают за финансовую стабильность и выделяют антикризисную помощь.
Председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл — наиболее влиятельный и осторожный банкир в мире, способный одним только словом обрушить мировые рынки, назвал успехи в разработках вакцин «хорошей и долгожданной новостью», но оговорился: это повлияет на мировую экономику в среднесрочной перспективе, а не в ближайшее время.
Его коллеги в Европе — второй после США экономики мира — также не спешат заказывать банкет по случаю завершения кризиса.
«Появление вакцины меняет представление о том, как ситуация будет развиваться ближе к концу следующего года и в 2022 году, а не в ближайшие шесть месяцев «, — сказал ирландский экономист Филипп Лэйн, член совета европейского Центробанка.
Автор фото PA Media
С банкирами, которые печатают доллары и евро, согласна руководитель МВФ Кристалина Георгиева. В послании лидерам стран «Большой двадцатки» она указала на осеннее замедление экономика, которая начала оживать летом. Все за второй волны пандемии.
«Медицинское решения проблемы уже просматривается, а вот путь к экономическому восстановлению до сих пор является тяжелым и не огражден от срывов», — предупредила руководительница МВФ.
Свет в конце тоннеля
Получается, прививки не спасет мировую экономику от кризиса, пока не начнется массовая вакцинация? Не обязательно, говорят экономисты, в которых стакан наполовину полон.
«Есть и хорошие новости — например, объявления о достоверно быстрое утверждение нескольких вакцин. С этой точки зрения уже виден свет в конце тоннеля», — сказал один из руководителей Европейского центробанка Фабио Панетта.
Так же высказался и американский экономист Джеймс Баллард, который возглавляет один из федеральных резервных банков США.
«Похоже, в конце туннеля зарябило свет. выход из ситуации видно, теперь это уже очень реалистичная точка зрения на ситуацию «.
Оптимизма им добавляет тот факт, что успехи в разработке вакцин хорошо влияют на экономику уже задолго до того, как непосредственно нивелирует причину кризиса — пандемию . И вот почему.
Деловая активность подавлена, так как бизнес и люди теряют уверенность в будущем (что заставляет их меньше тратить), а власть боится бесконтрольного распространения вируса (что заставляет вводить локдаун). Наличие вакцины сводит эти две опасности к минимуму еще до того, как вакцинация ставне массовой.
Прививки дает надежду людям и бизнеса на то, что нового локдауну уже не будет. Они начинают тратить средства, сэкономленные за время карантина и отложенные на черный день — это увеличивает потребление. И снова вкладываются в будущее, активизирует инвестиции.
Автор фото Getty Images
Потребление и инвестиции — две главные составляющие экономического роста. Именно они пострадали в этот кризис больше всего. Две другие — торговля и производство — сократились не так сильно, а с лета и вообще стремительно восстанавливаются.
В целом вакцина позволит мировые сократить убытки от нынешнего кризиса на 9000000000000 долларов в течение ближайших пяти лет, говорят в МВФ.
Но сп ершу будет хуже
Однако на пути к свету мировой экономике придется уже этой зимой еще раз споткнуться в темном туннеле, предупреждают те, у кого стакан наполовину пуст. Причина — второй локдаун в Европе и вторая волна эпидемии в США, которую до сих пор не удается обуздать.
Америку и Евросоюз приходится более трети всего мирового богатства. Они — главный источник платежеспособного спроса и инвестиций на планете, и поэтому именно от их благосостояния зависит здоровье всей мировой экономики. Без них страны, победившие пандемии, прежде всего Китай, не смогут отыграть потери в полной мере — хотя и вернутся к росту уже в этом году.
И здесь новости неутешительные. Пока мир громко праздновал заявления о разработке вакцин, экономическая статистика на этой неделе тихо и уверенно подтверждала слова главы МВФ о том, что выздоровление будет сопровождаться рецидивами кризиса.
В 19 европейских странах, где в обращении общая валюта евро, наметились признаки нового спада, показал ежемесячный анализ настроений населения и бизнеса. В США аналогичная ситуация — в ноябре ожидания роста изменились пессимизмом. Правда, американцев опрашивали еще до объявления о триумфе фармацевтики.
Экономисты Bloomberg Economics предсказывают едва восстановленной экономике очередную рецессию. Они пришли к этому выводу на основе анализа больших массивов данных о поведении бизнеса и потребителей.
Их выводы подтверждает бизнес, который больше всего пострадал от коронавируса.
Вторая волна и новый локдаун в Европе усилили страдания магазинов, ресторанов, гостиниц и прервали восстановление целых отраслей вроде туризма или индустрии развлечений.
Автор фото Getty Images
Авиакомпании, которые жестко сократили расходы, полеты и персонал, продолжают нести убытки. Причем если летом Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предсказывала им 100000000000 долларов потерь этого и следующего года, то на этой неделе в обновленном прогнозе оценка еще печальнее — 150000000000.
Свежий опрос населения и бизнеса в еврозоне развеяло надежды на скорое возвращение потребительского спроса — главной движущей силы развитых экономик. Основная проблема — неуверенность потребителей в будущем. Она усилилась несмотря на вакцину, поскольку постепенно, но уверенно в Европе материализуется отложен следствие любой экономического кризиса — безработица.
Пусть экономика Старого Света упала не менее американской, всплеск безработицы в Европе оказался гораздо более скромным, чем в США. Все дело в допинге.
Страны ЕС искусственно поддерживали деньгами занятости и бизнес в целом. И как только власть начнет сворачивать эти программы вместе с локдауном, без государственной поддержки выживут не все.
Недаром в упомянутом исследовании ожиданий бизнеса и потребителей в еврозоне индекс занятости ухудшается второй месяц подряд, указывая на всплеск безработицы — а значит на сокращение потребления.
Еще один кризисный год
Все это подтверждает опасения экономистов : вторая волна коронавируса подняла вторую волну экономического кризиса.
Но есть и хорошие новости. Повторный шок обещает быть гораздо слабее весенний. Благодаря тому, что целые отрасли уже научились работать в условиях пандемии.
Прежде всего это касается промышленности. Заводы работают в полную силу, и страны, в экономике которых именно промышленность играет значительную роль, оправляются от кризиса быстрее, чем те, кто ориентирован на сферу услуг.
Шок будет не только слабее, но и менее продолжительным: количество заражений в Европе идет на убыль, а локдаун уже отменили почти везде.
Автор фото Reuters
И когда вторая волна коронакризы пойдет на спад, возвращение к предыдущим темпов прироста богатства в мире будет напрямую зависеть от того, хватит Запада денег для поддержки экономики на искусственном дыхании до конца пандемии.
на этих графиках хорошо видно, что в первую волну кризиса богатые страны мира так мощно поддержали населения и бизнес, несмотря на падение экономики на 10%, доходы населения не сократились, а выросли более чем на 5%.
Скорость выхода из кризиса будет зависеть от готовности и способности властей продолжить эту поддержку — из средств налогоплательщиков и в долг.
С этим есть небольшие проблемы. В США новый триллионный антикризисный пакет застрял в конгрессе по крайней мере до инаугурации Джо Байдена, который должен состояться в конце января. А в Европе антикризисный бюджет размером 2 триллиона евро уперся в споры с Польшей и Венгрией о верховенстве права.
И даже если деньги найдутся, о возвращении к нормальной жизни и выход из кризиса можно будет говорить только тогда, когда коронавирус с чумы 21 века превратится в обычное заболевание вроде гриппа.
и лучше, если это произойдет до того как проблемы населения и бизнеса приведут от экономической до финансового кризиса. предупредил этой неделе европейский центробанк.
в Америке ситуация еще более шаткая, чем в Европе. Кроме политического обострения на фоне выборов, США переживают не падение, а рост количества заражений. Эпидемиологи предсказывают новый всплеск, поскольку американцы не послушались советов и массово разъехались по всей стране к родным на День благодарения в прошлый четверг.
«Вирус распространяется с большой скоростью, и следующие несколько месяцев будут очень непростыми, — сказал глава американского центробанка Джером Пауэлл. — Мы всегда говорили, что экономика не восстановится полностью до тех пор, пока люди избегают толпы «.
Быстро вернуться к докризисным темпам роста и начать отражать недополучении за время эпидемии 28000000000000 долларов не удастся.
«Полное восстановление ВВП к уровням 2019 не произойдет до осени 2022 года, — поделился прогнозами Филипп Лейн из европейского центробанка. — Мы не думаем, что все вдруг снова станет так, как было до Covid-19. потому что пандемия окажет долгосрочное влияние на потребительском доверии и занятость. Вакцина с этим не поможет «.
» Даже при самом оптимистическом сценарии массовая вакцинация продлится долго, — соглашается его коллега Фабио Панетта. — А еще больше времени уйдет на то, чтобы население поверило, что все позади «.
» Другими словами, нас ждет еще один «год пандемии» в 2021-м «, — добавляет Панетта.