Раньше Ирина Долгих всегда старалась выйти 8 марта на дежурство. «Приятно вспомнить, что все-таки мы — женщины, а не просто сотрудники метрополитена. Чувствовала мощный заряд энергии от количества поздравлений, комплиментов и хорошего настроения», — объясняла она. Но вот уже два месяца Ирина — далеко не самая простая сотрудница метро. Вместе еще с 11 девушками она стала машинистом электропоезда. Последний раз женщин на такую работу в России принимали в начале 1980-х. По просьбе DW Ирина Долгих рассказала, почему выбрала такую профессию и как относится к негативным комментариям в интернете.
17 лет до снятия запрета на профессию мечты
Стать машинистом метро 38-летняя Ирина мечтала с самого детства. В пять лет она с семьей переехала из Казахстана в Москву, впервые спустилась в подземку и влюбилась в нее. «Я с детства дружу с техникой. Всегда играла с мальчишками — паровозики, самолетики. Да и папа у меня летчик. А метро — это что-то вроде подземной авиации», — рассказывает Ирина.
Устраиваться на работу в метрополитен она впервые пришла в 21 год. Оказалось, что женщин-машинистов уже давно не обучают и не берут на работу. Тогда Ирина пошла работать сначала оператором при дежурном станционного поста централизации, потом дежурной по станции, а еще позднее — ее начальником. Параллельно она получила два высших образования — выучилась на инженера путей сообщения и стала магистром экономики. Кроме того, до метро успела закончить текстильный техникум (ремонтировала ткацкие станки) и поработать нянечкой.
Ирина Долгих
«Знаете, как бывает в семьях, говорят — главное выйти замуж, родить ребенка. А в моей все знали, что я хочу быть машинистом и очень поддерживали, — говорит Ирина. Когда в 2020 году в метро объявили набор на обучение машинистов-женщин, она очень обрадовалась и подала заявку. — Папа сказал: «Молодец». А первая учительница, с которой я по-прежнему общаюсь, сказала, мол, Ира, как увижу тебя на линии, точно ничего не буду бояться».
Реакция мужчин на женщин-машинистов в метро
На Филевской линии метро в Москве женщины-машинисты появились 3 января. Поначалу пассажиры удивлялись, махали, кто-то фотографировал, рассказывает Ирина Долгих. Также о девушках много писали журналисты. Не обошлось без оскорбительных комментариев со стороны мужчин (их обзор в Twitter сделала машинист электропоезда Елена Лысенко). В них высмеивали и внешность, и умственные способности девушек. Самый частый комментарий: «Баба и техника несовместимы».
К негативным комментариям в жизни и в интернете Ирина Долгих относится снисходительно: «Раз человек так думает, разве я могу ему запретить? Это просто отсутствие смирения и зависть мужчин, которые не смогли быть машинистами. Как реакция на женщин за рулем. Привыкнут, думаю. Стараюсь негатив не принимать. Если на вас гавкает собака, вы же в ответ не встаете на четвереньки и не гавкаете в ответ».
С похожим отношением мужчин Ирина уже сталкивалась, когда получала права на автомобиль. «На рыбалке, на охоте тоже было. Пропускала мимо ушей». Рыбачит она с детства и даже участвовала в соревнованиях метрополитена, заняв пятое место. А на охоту часто ездила с бывшим мужем.
На работе Ирина не спрашивала мужчин-коллег, как они относятся к женщинам-машинистам. Но видела по реакции, что вначале они вели себя настороженно. «Но человек, видимо, привыкает ко всему. Сейчас чувствуется поддержка, забота и помощь», — говорит она. Сказывается и то, что на первую волну обучения набирали только «своих», то есть женщин из нынешних сотрудниц метрополитена.
Главный мужчина, чье мнение сейчас важно для Ирины, — это ее 11 летний сын. Он, глядя на маму, тоже захотел стать машинистом. «Когда я надеваю дома форму, у него горят глаза. Он всем мальчишкам в школе рассказал, что мама у него машинист. Мне нравится, что сын мною гордится. Хочется быть ему примером», — говорит Ирина.
О поездах московского метро
Ирина Долгих уверена, что управлять составом не сложнее, чем управлять автомобилем. Все женщины-машинисты выходят на линию только на современных поездах «Москва». Старые модели считаются не такими безопасными для здоровья женщин, объяснили DW в Московском метрополитене. В чем именно опасность, впрочем, не уточняют и ссылаются, что нормативы все же придумали в Минтруде.
Ирина воспринимает поезда в некотором роде метафизически и считает, что у каждого состава — своя душа. «У большинства, у «Ласточек», женская душа. Но есть один с мужской, «Москвенок». С каждым важно установить свой контакт, назвать по имени. Помню, один состав, к которому я по-женски обращалась, чудил и при торможении странно себя вел. Тогда я сказала: «Да ты наверное «Москвенок»! И все, поехал как по маслу. Может, это только у меня так, не знаю. Но с теми, кого я назвала, как в фильме «Аватар», я установила контакт», — вспоминает Ирина.
Между собой машинисты также называют поезда «Москва» «мерседесами». А самые новые поезда «Москва-2020», зовут «гелендвагенами» — за размер и черную окраску.
Список запрещенных профессий для женщин в России
О том, что профессия мечты десятилетиями была для нее под запретом, Ирина рассуждает спокойно. «Я не считаю, что кто-то прав, а кто-то виноват. Раньше запрещено было, сейчас разрешили. Спасибо. У меня нет мнения на этот счет. В метро, по моему мнению, нет различий по половому признаку. Что мужчина, что женщина — одинаково», — резюмирует она. Но признает, что машинист со стажем работы получает все же больше, чем начальница станции метро.
Девушкам, которые пока не могут попасть в мужскую профессию и исполнить свою мечту, Ирина советует «надеяться и верить». «В будущем мы придем к моменту, когда разрешат допустить женщин к тем профессиям, которые сейчас запрещены. Думаю, над этим работают», — уверена она.
Запрещенными для женщин в России по-прежнему остаются 100 профессий.