Жители Кабула страдают от голода, а Всемирная продовольственная программа ООН (WFP) сообщает о невозможности помочь «сотням тысяч людей» в пищевых центрах.
Директор WFP в стране Джон Эйлифф заявил, что засуха, резкое сокращение помощи и вынужденное возвращение 1,5 миллиона афганцев из Ирана и Пакистана вместе привели к «росту острого недоедания» в стране, страдающей от бедности.
«Нам нужно сделать все возможное, чтобы избежать голода. Это может быть беспрецедентным, потому что зимой от 10 до 15 миллионов человек могут нуждаться в продовольственной помощи. А пока у нас нет финансирования, и реакции не будет», – сказал он.
Программа в Афганистане заявила, что на следующие шесть месяцев ей потребуется почти 539 миллионов долларов, чтобы все программы охватили наиболее уязвимые семьи по всей стране.
В то же время многочисленные доноры сократили свои взносы. За 2025 год WFP в Афганистане заявила, что получила около 155 миллионов долларов. Для сравнения, годом ранее этот показатель составлял почти 560 миллионов долларов, а в 2022 году – почти 1,6 миллиарда долларов.
«США десятилетиями были феноменально щедрым донором в Афганистане, предоставляя львиную долю гуманитарной помощи вместе с другими щедрыми донорами со всего мира», – сказал Эйлифф. По его словам, сейчас не время для сокращения или отказа от помощи.
Согласно отчету, опубликованному в прошлом месяце демократами в Сенате, за первые несколько месяцев своего пребывания в должности президент Дональд Трамп сократил более 7 400 программ иностранной помощи по всему миру на сумму 80 миллиардов долларов.
Представитель Государственного департамента 4 августа заявил, что «в течение последних примерно четырех лет иностранная помощь, предназначенная для народа Афганистана, систематически перенаправлялась и экспроприировалась Талибаном – специально определенной глобальной террористической группой».
Почти через четыре года после захвата Афганистана «настало время, чтобы Талибан позаботился о благополучии афганского народа», добавил представитель.
Материал Радио Свобода цитирует жителей столицы страны Кабула, которые сообщают о значительной нехватке еды. Одна из них-54-летняя вдова Абеда, которая живет со своим 15-летним сыном, 26-летней овдовевшей дочерью и двумя внуками. Она работала уборщицей в женской средней школе, пока талибы не закрыли ее в рамках кампании против женского образования.
«В прошлый четверг у меня ничего не было дома. Даже картофеля или помидоров. Я ненавидела свою жизнь. Жизнь полна боли и проблем. В прошлый четверг я даже была готова принять смерть», — рассказала она в интервью, записанном 11 августа.
По словам Эйлиффа, ситуация еще хуже в сельской местности, где около 400 клиник, предоставляющих услуги по питанию, закрылись из-за нехватки средств:
«Как следствие, мы отказываем сотням тысяч людей. Иногда им приходилось идти по пять часов до ближайшей клиники. Представьте себе боль, когда вы приходите и обнаруживаете, что клиника закрыта».
Эйлифф добавил, что Всемирная продовольственная программа в настоящее время может обеспечить едой около 1 миллиона человек по сравнению с 5 миллионами год назад. Но вскоре у нее закончатся деньги, сказал он, а это значит, что продовольственная помощь «почти полностью» прекратится к октябрю.
Официальные лица Талибана в основном избегали публичных комментариев о кризисе голода, вместо этого делая расплывчатые замечания, обвиняя иностранных игроков в общих экономических трудностях страны.
Например, в заявлении министерства экономики еще в феврале говорилось: «в дополнение к финансовым и экономическим санкциям, введенным Соединенными Штатами, замораживание активов повлияло на национальную экономику Афганистана»