Карим Хан выступил против плана, который президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен объявила на прошлой неделе, заявив, что его суд способен эффективно рассматривать военные преступления, совершенные Россией в Украине.
Международный уголовный суд, базирующийся в Гааге, начал расследование военных преступлений в Украине, но не может рассматривать преступление агрессии, поскольку Россия не подписала Римский устав, по которому создан суд.
Хан в кулуарах ежегодной встречи государств — членов МКС в Гааге 5 декабря заявил, что Международный уголовный суд является правильным местом для преследования преступления агрессии, акта нападения на другую страну, и что у него есть полномочия судить глав государств. При этом Хан прямо не упоминал о возможности привлечения к ответственности президента России Владимира Путина.
«Мы должны избегать фрагментации и вместо этого отдавать предпочтение консолидации» судов, сказал прокурор.
7 октября Верховная Рада призвала Организацию Объединенных Наций, парламенты и правительства государств-членов ООН, Европейский союз, Совет Европы создать специальный международный трибунал по преступлению агрессии России против Украины.
30 ноября президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен предложила создать специализированный суд при поддержке ООН по расследованию преступления агрессии России. Она заявила о готовности «начать сотрудничество с международным сообществом, чтобы получить широчайшую международную поддержку».
В октябре в ЕС сообщили о замораживании российских активов общей стоимостью около 17 миллиардов евро (около 16,9 миллиарда долларов). Британское правительство 10 ноября заявило, что заморозило активы российских олигархов и других физических и юридических лиц на сумму 18 миллиардов фунтов стерлингов (20,5 миллиардов долларов), находящихся под санкциями из-за полномасштабного вторжения России в Украину.
Франция 30 ноября заявила о начале работы по созданию специального трибунала по преступлению России против Украины.