Add to Flipboard Magazine.
За убийством российского посла в Анкаре Андрея Карлова стоят силы, которые хотят помешать сближению России, Ирана и Турции на пути решения кризиса в Сирии.
19 декабря 2016 г. во время выступления Андрея Карлова на выставке «Россия глазами турков» 22-летний террорист Мевлют Алтынташ начал стрелять ему в спину, выкрикивая радикальные исламистские лозунги, а также заявляя о том, что это «месть за Алеппо».
Несколькими днями ранее Алеппо, второй по величине город Сирии, перешел под контроль правительственных сил страны. Вывод мирных жителей, а также оставшихся в городе боевиков проходил на фоне переговоров по данному вопросу между Россией и Турцией.
В последнее время в Сирии, впервые с начала конфликта в 2011 г., складывается ситуация, когда основные вовлеченные государства – Россия, Иран и Турция – совместно обсуждают необходимость его разрешения.
В этом свете с большой долей вероятности можно утверждать, что убийство посла России Андрея Карлова со стороны бывшего турецкого полицейского, ставшего религиозным фанатиком, является жестом отчаяния со стороны террористов, а также их покровителей, фактически полностью исключенных из переговоров по разрешению ситуации в Алеппо, а также по разрешению ситуации в Сирии в целом.
Война в Сирии уже давно превратилась в столкновение множества интересов и проектов, де-факто превратившихся в опосредованную войну ведущих мировых стран. Западные спецслужбы еще в 2012 г. признавали, что с одной стороны конфликта находятся Россия, Иран, Китай и Сирия, а с другой – террористические группировки, поддерживаемые Западом, странами Персидского залива и Турцией.
«Ситуация явно развивается в направлении обострения межрелигиозной борьбы. Салафистские оппозиционеры, «Братья-мусульмане», а также «Аль-Каида в Ираке» (AQI) являются основными силами, которые стоят за усилением военного мятежа в Сирии. Запад, страны Персидского залива и Турция поддерживают оппозицию. Россия, Китай и Иран поддерживают режим.
Будущие предположения по развитию кризиса.
Режим выживет и сохранит контроль над территорией Сирии.
Текущие события приведут к возникновению опосредованной войны. При поддержке России, Китая и Ирана режим будет сохранять свое влияние в прибрежных районах (Тартус и Латакия), а также ожесточенно защищать Хомс, который находится на пути основных транспортных маршрутов в Сирии.
С другой стороны, силы оппозиции будут стараться контролировать восточные районы (Эль-Хасака и Дейр-эз-Зор), прилегающие к западным провинциям Ирака (Мосул и Анбар), вдобавок к районам, прилегающим к границам Турции. Западные страны, страны Персидского залива и Турция поддерживают эти усилия.
Эти предположения сформированы в соответствии с данными по недавним событиям. Речь идет о создании безопасных зон при международной поддержке – по схожему сценарию с тем, что произошло в Ливии, когда г. Бенгази стал командным центром временного правительства.
Оппозиционные силы будут стараться использовать территорию Ирака в качестве безопасного убежища для своих сил, пользуясь симпатией населения, живущего в приграничных с Ираком районах.
В случае если ситуация серьезно обострится, появится возможность создания салафистского государства в восточных районах Сирии (Эль-Хасака и Дейр-эз-Зор) – это именно то, чего добиваются силы, поддерживающие оппозицию в стремлении изолировать сирийский режим, который рассматривается как стратегическое расширение шиитов (Ирак и Иран).
Так называемая «международная коалиция» стран во главе с США начиная с 2014 г. без какого-либо мандата ООН или приглашения Сирии якобы «борется с терроризмом» в Сирии. Согласно внешнеполитическому курсу уходящего президента США Барака Обамы также осуществляется поставка оружия «умеренной оппозиции».
До недавнего времени у западных стран, Турции и монархий Персидского залива, называвших себя «друзьями Сирии», еще оставались иллюзии по поводу того, что «умеренные оппозиционеры» могут свергнуть президента Сирии Башара Асада.
Однако после установления контроля над Алеппо к концу 2016 г. позиции «умеренных» заметно пошатнулись – фактически так же, как и позиции администрации Обамы и других сторонников «продвижения демократии в Сирии» после победы на президентских выборах в США Дональда Трампа.
Стратегия по подготовке «умеренных оппозиционеров» в тренировочных лагерях на границе Сирии с Турцией и Иорданией, других местах и сама ставка на «оппозиционеров» не принесли результатов. Да, многие города, промышленные предприятия и инфраструктура Сирии находятся в плачевном состоянии, однако поддержка со стороны России и Ирана помогла законным властям Сирии устоять и установить контроль над наиболее крупными населенными районами страны.
В этой ситуации, разумеется, преждевременно говорить о каком-либо скором завершении войны, особенно с учетом сохранения активности со стороны террористической группировки ИГИЛ (запрещена в РФ).
Однако среди предпосылок, которые говорят о возможности разрешения конфликта, в дальнейшем является явное изменение позиции Турции, которое произошло на фоне фактического поражения «умеренной оппозиции» в Алеппо, а также осложнения ситуации в самой Турции.
С началом войны в Сирии турецкие власти столкнулись с ростом террористических рисков как со стороны ИГИЛ, так и со стороны различных движений, поддерживающих создание независимого Курдистана.
Продолжающиеся в Турции теракты, а также совершенная в середине июля 2016 г. попытка госпереворота наглядно показывают, что власти Турции пока не могут в полной мере обеспечить не только безопасность своих граждан, своих военных, а также, как выясняется, глав посольств других стран, но и сами оказались под угрозой смещения.
Это серьезная проблема для Турции и ее руководства. В результате Анкара, хотя и оставаясь формально в стане геополитических противников законных властей Сирии, тем не менее вынуждена в первую очередь подумать о своей собственной безопасности, а не о безуспешных попытках добиться смещения власти в другой стране.
Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложили конфликтующим сторонам в Сирии продолжить процесс мирных переговоров в столице Казахстана Астане.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе телефонного разговора с президентами России и Турции уже поддержал идею проведения в Астане данных переговоров:
«Российский и турецкий лидеры выразили заинтересованность в проведении в Астане процесса мирных переговоров конфликтующих сторон в Сирии. Назарбаев поддержал данную инициативу и заявил о готовности предоставить площадку для таких переговоров в казахстанской столице».
Прошедшая 20 декабря в Москве трехсторонняя встреча глав МИД России, Ирана и Турции по ситуации в Сирии фактически стала еще одним шагом в создании нового формата переговоров.
Сергей Лавров, Джавад Зариф и Мевлют Чавушоглу приняли совместное заявление с призывом к сотрудничеству между странами и поиску политического решения для урегулирования конфликта в Сирии.
Министры иностранных дел Исламской Республики Иран, Российской Федерации и Турецкой Республики, встретившись в Москве 20 декабря 2016 года, согласились о следующем.
1. Иран, Россия и Турция в полной мере подтверждают уважение суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики в качестве многоэтнического, многоконфессионального, демократического и светского государства.
2. Иран, Россия и Турция убеждены в отсутствии военного решения сирийского конфликта. Они признают важную роль ООН в усилиях по разрешению этого кризиса в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2254. Министры также принимают во внимание решения Международной группы поддержки Сирии (МГПС). Они настоятельно призывают всех членов международного сообщества к добросовестному сотрудничеству в интересах устранения препятствий на пути осуществления договоренностей, содержащихся в упомянутых документах.
3. Иран, Россия и Турция приветствуют совместные усилия в Восточном Алеппо, позволяющие провести добровольную эвакуацию гражданского населения и организованный выход вооруженной оппозиции. Министры также приветствуют частичную эвакуацию гражданского населения из Фуа, Кафрайи, Забадани и Мадайи. Они привержены тому, чтобы обеспечить беспрерывность, безопасность и надежное завершение этого процесса. Министры выражают признательность представителям Международного комитета Красного Креста и Всемирной организации здравоохранения за их содействие в проведении эвакуации.
4. Министры согласны с важностью расширения режима прекращения огня, беспрепятственного доступа гуманитарной помощи и свободного передвижения гражданского населения по территории страны.
5. Иран, Россия и Турция выражают готовность способствовать выработке и стать гарантами будущего Соглашения между правительством Сирии и оппозицией, переговоры о котором ведутся. Они пригласили все другие страны, имеющие влияние на ситуацию «на земле», поступить таким же образом.
6. Они глубоко уверены в том, что упомянутое Соглашение поможет придать необходимый импульс возобновлению политического процесса в Сирии в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2254.
7. Министры принимают к сведению любезное приглашение Президента Республики Казахстан провести соответствующие встречи в Астане.
8. Иран, Россия и Турция подтверждают свою решимость совместно бороться с ИГИЛ и «Ан-Нусрой» и отмежевать от них группировки вооруженной оппозиции.
«Ялтинская конференция» в Астане
Между предстоящими переговорами в Казахстане по Сирии и прошедшими в 1945 г. переговорами в Крыму между главами СССР, США и Великобритании по мировому мироустройству после Второй мировой войны есть и определенные параллели, и явные различия: это и состав основных игроков, и масштабы происходящего.
Сама дата переговоров в новом формате в Астане пока не определена, до встречи в Ялте в начале февраля 1945 г. Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль уже встречались в Тегеране (1943 г.).
Кроме того, как уже отмечалось, борьба с терроризмом в Сирии пока еще далека от своего завершения. На пресс-конференции в Токио по итогам российско-японских переговоров президент России Владимир Путин отметил, что повторный захват сирийской Пальмиры со стороны ИГИЛ стал результатом несогласованности действий между союзными сторонами:
«Все, что происходит в Пальмире, – это результат несогласованных действий между так называемой международной коалицией, сирийскими властями, Россией. Я уже много раз говорил: чтобы быть эффективными в борьбе с террористами, нужно объединять усилия».
И тем не менее перелом в войне в Сирии уже произошел. Стремившиеся к свержению президента Сирии страны не достигли своей цели. При этом наиболее серьезно вовлеченные в военном плане в сирийский конфликт страны уже начали искать пути его завершения.
Группировки «Иракское государство Ирака и Леванта», «Джабхат ан-Нусра» (запрещены в РФ) и другие, проводящие «ребрендинг», меняющие названия, но по факту сохраняющие свою террористическую сущность, в дальнейшем будут уничтожены. Они не имеют будущего в Сирии как самостоятельные псевдогосударственные образования, контролирующие хоть сколько-нибудь большие районы страны.
Если новая администрация США, как публично заявлял избранный президент Дональд Трамп, действительно откажется от действий во внешней политике по свержению иностранных правительств, а также сосредоточит свои усилия на борьбе с ИГИЛ и прочими террористическими группами, это поможет ускорить процесс борьбы с терроризмом.
Стоит также добавить, что на текущем этапе, возможно, впервые за долгое время, Турция и Иран фактически могут стать полноценными самостоятельными игроками на Ближнем Востоке, которые не будут оглядываться на западные страны при принятии решений, а будут руководствоваться собственными интересами.
Продолжение переговоров в Астане и содействие в разрешении конфликта в Сирии могут закрепить за Анкарой и Тегераном статус ближневосточных лидеров. Именно это является одним из факторов, из-за которых мыслящие и действующие в прежней парадигме страны пытаются препятствовать происходящему изменению расклада сил на Ближнем Востоке.
Источник: vestifinance.ru