Сергей Хрущев, сын Первого секретаря ЦК КПСС, скончался в своем доме в США 18 июня. Причиной смерти, как следует из отчета коронерской службы, было ранение в голову.
В полиции сообщили, что дело о гибели Хрущева закрыто, обвинений никому не было предъявлено. Приехав, полицейские обнаружили Хрущева и сразу поняли, что он мертв.
Сын советского правителя, обещавшего похоронить капитализм, жил и умер в США.
Он не фигурировал в скандалах, не вел разгульную жизнь, не пил. Работал не во Внешторге и не в МИДе, как сыновья Брежнева и Андропова, а в ракетном КБ. Мемуары Сергея Хрущева, конечно, не вполне беспристрастны, но содержательны и хорошо написаны.
Сергей Хрущев родился в Москве 2 июля 1935 года, через полтора года после того, как его отец стал первым секретарем столичного горкома партии. Мать, Нина Петровна Кухарчук, была третьей и последней женой будущего лидера.
Через два года переехал в Киев, где Хрущев-старший возглавил республиканскую парторганизацию.
Во время войны жил с матерью и сестрами в Куйбышеве. Там сломал тазобедренный сустав, в результате осложнения год пролежал в гипсе, и еще много лет врачи предписывали ему спать на жестком.
Когда Никита Хрущев достиг единоличной власти, 20-летний Сергей учился на факультете электровакуумной техники Московского энергетического института. В 1958 году окончил его и пришел на работу в ОКБ-52, которое возглавлял академик Владимир Челомей (ныне Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»).
Конструкторское бюро, изначально специализировавшееся на крылатых ракетах, с 1956 года включилось в соревнование в области космоса с ОКБ-1 Сергея Королева и ОКБ-586 Михаила Янгеля.
Впоследствии «челомеевцы» создали тяжелую ракету-носитель «Протон», по сей день основную рабочую лошадку российской космонавтики, и первую орбитальную станцию «Салют».
Сергей Хрущев занимался разработкой систем управления крылатой ракеты морского базирования П-5. По отзывам коллег, папенькиным сынком не был и места зря не занимал.
Но когда после года работы его включили в авторский коллектив, представленный на Ленинскую премию, а еще через четыре года присвоили звание Героя социалистического труда, конечно, не могли не возникнуть вопросы.
Правда, премию Совета министров СССР Сергей Хрущев получил уже при Брежневе.
3 августа 1964 года вышло секретное постановление ЦК и Совмина «О работах по исследованию Луны». Головной организацией было определено королевское ОКБ-1.
Однако за месяц до своего отстранения от власти Никита Хрущев распорядился подключить к подготовке лунной экспедиции ОКБ Челомея.
Новым руководителям СССР на первых порах было не до Луны, решение осталось в силе. Распыление ресурсов, по мнению историков советской космонавтики, успеху не способствовало.
Отправляясь в 1959 году с визитом в США, Хрущев взял с собой всю семью. На родине многолюдные и продолжительные зарубежные визиты скоро сделались одним из обвинений против него. Но с точки зрения завоевания на свою сторону американского общественного мнения это стало блестящим ходом.
«Американцы увидели, что советский лидер — не страшный монстр, который обещал их похоронить, а обычный человек, любящий муж и заботливый отец», — писал личный переводчик советского лидера, впоследствии крупный дипломат Олег Трояновский.
На пути из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско 20 сентября 1959 года. Слева направо в первом ряду Никита Хрущев и американский дипломат Генри Кэбот Лодж, во втором ряду советский посол в США Михаил Меньшиков и Сергей Хрущев
В конце сентября 1964 года охранник активного участника анти-хрущевского заговора Николая Игнатова Василий Галюков встретился с Сергеем Хрущевым и предупредил о готовящейся атаке на его отца.
Дальнейшие действия Хрущева-старшего с трудом поддаются объяснению.
29 сентября он улетел отдыхать в Пицунду, а 11 октября позвонил оставшемуся на хозяйстве в Москве Дмитрию Полянскому. Сказал, что знает об интригах против него, скоро вернется и покажет неверным соратникам кузькину мать. Через три дня все было кончено.
В 1968 году сын свергнутого лидера потерял работу в военном КБ и стал заместителем директора московского Института электронных управляющих машин, где разрабатывались первые советские компьютеры.
Живя в изоляции на госдаче в подмосковной Жуковке, Никита Хрущев надиктовал на магнитофон около 1600 страниц воспоминаний. Сын в 1970 году переправил записи за границу.
Четырьмя годами раньше писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль за публикацию на Западе не прошедших советскую цензуру текстов получили лагерные сроки. Репрессировать бывшего лидера или его сына в Кремле посчитали неуместным и назвали мемуары антисоветской фальшивкой.
В 1992 году Сергей Хрущев переквалифицировался из конструкторов в историки: один из старейших в Америке Брауновский университет пригласил его читать лекции о СССР и холодной войне. Поездка, планировавшаяся на год, стала бессрочной.
До конца своих дней Сергей Хрущев жил в Провиденсе, штат Род-Айленд, где находится Брауновский университет. В 1999 году он получил американское гражданство.
Хрущев получил гражданство США в 1999 году, сдав экзамены на знание истории и политической системы США
Написал книги об отце «Пенсионер союзного значения», «Рождение сверхдержавы» и «Реформатор». Был соавтором сценария выпущенной в 1993 году на «Мосфильме» картины «Серые волки» о свержении его отца. Дал ряд интервью журналисту Дмитрию Гордону, которые тот в 2010 году объединил и издал под названием «Хрущев о Хрущеве».
В 2002 году власти Кубы отказали сыну Хрущева в визе, когда он в составе делегации американских историков собирался в Гавану на конференцию, посвященную 40-летию Карибского кризиса. Мотивы такого решения неизвестны.
Сергей Никитич являлся последним из пятерых детей Никиты Хрущева. Сам был трижды женат и имел двух сыновей, которые не последовали за ним в Америку. Старший, Никита, журналист «Московских новостей», умер от инсульта в 2007 году в возрасте 48 лет. Младший, Сергей, занимается в МГУ космической биологией.
В телефонном интервью «Комсомольской правде» в марте 2014 года Сергей Хрущев поддержал российскую аннексию Крыма и выразил мнение, что «Крым подарил Украине не Никита Сергеевич, а Борис Николаевич».
В одном из последних интервью с той же «Комсомолкой» в сентябре 2018 года заявил, что его отец правильно культивировал в СССР кукурузу, а вот Сталина из мавзолея вынес зря.
Использованные материалы: