. Он был представлен на рассмотрение делегатов 47-й сессии Совета ООН по правам человека.
Экономические лишения
В этом докладе Генеральный секретарь ООН заявил, что «общая ситуация с правами человека в Иране по-прежнему вызывает серьезную озабоченность». В стране растет безработица, наблюдается ухудшение экономического положения населения. В 2020 году работу потеряли более 1 млн человек, цены на продукты питания за тот же период выросли почти на 60 процентов. Более 35 процентов населения Ирана оказались за чертой бедности. Резко подскочили цены на жилье и увеличилось число бездомных. СМИ сообщили о стремительном росте числа самоубийств в Иране.
Сложившаяся ситуация, ставшая следствием экономического кризиса, введения санкций и пандемии, усугубляется также внутренними факторами, в частности, беспределом со стороны правоохранительных органов и разного рода репрессиями в отношении правозащитников, журналистов и женщин. В Иране до сих пор применяется смертная казнь.
Смертная казнь
В 2020 году было казнено не менее 267 человек, в том числе девять женщин. По меньшей мере 25 осужденных были лишены жизни по обвинениям, связанным с наркотиками. Среди казненных не менее 69 человек из числа курдского меньшинства. Смертный приговор по-прежнему выносится участникам протестов: в прошлом году как минимум двое демонстрантов были казнены, а восемь человек приговорены к смертной казни. В стране продолжают казнить малолетних правонарушителей.
Бесчинства стражей порядка
Большое число иранцев погибли вследствие чрезмерного применения силы сотрудниками служб безопасности, пограничной охраны и правоохранительными органами.
Ситуация усугубляется тем, что сотрудникам многих организаций, таких как Корпус стражей исламской революции и действующее при нем ополчение Басидж, разрешено ношение оружия.
В ООН крайне обеспокоены криминализацией права на мирные собрания и насильственным разгоном мирных протестов в Иране. Участников протестов и правозащитников преследуют, арестовывают, сажают в тюрьмы и подвергают порке. При этом в тюрьму сажают и журналистов, которые пытаются предать гласности все бесчинства властей. По состоянию на 1 декабря 2020 года под стражей находилось не менее 15 журналистов.
Лишение свободы в интернете
За минувший год более 57 человек были арестованы за высказывания в интернете и публикации в «Инстаграме», «Телеграме» и других социальных сетях, в том числе по обвинениям в «оскорблении Пророка Ислама», «связях с оппозиционными группами» и «оскорблении полиции».
При этом в стране периодически отключают доступ к интернету. В ООН полагают, что такие меры являются серьезным нарушением права на свободу выражения мнений и не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах. К тому же в Иране используется цензура материалов в сети путем блокировки и фильтрации сайтов и платформ социальных сетей. Сайты, принадлежащие «Телеграму», «Твиттеру», «Фейсбуку» и «Ютьюбу», остаются заблокированными и недоступными без использования инструментов обхода.
Ранние браки и хиджабы
Законный возраст вступления в брак в Иране составляет 13 лет для девочек и 15 лет для мальчиков. При этом девочки еще меньшего возраста могут при определенных условиях также заключать брачный договор. В период с марта по сентябрь 2020 года были официально зарегистрированы браки более 16 тысяч девочек в возрасте от 10 до 14 лет. 710 детей родили малолетние мамы в возрасте до 15 лет.
В докладе Генерального секретаря ООН поднимается вопрос о законах, связанных с обязательным ношением хиджаба, за соблюдением этих предписаний следят полиция, милиция Басидж и «полиция нравственности».
«Появление в общественном месте без хиджаба наказывается лишением свободы. В мае 2020 года кибер-подразделение полиции объявило, что появление в социальных сетях без хиджаба представляет собой нарушение закона», – отмечается в документе.
В докладе содержится целый ряд рекомендаций Тегерану. Среди прочего в ООН настоятельно призвали правительство Ирана отменить смертную казнь и немедленно ввести мораторий на ее применение, запретить казнь малолетних правонарушителей, а также немедленно освободить всех лиц, произвольно задержанных за законное осуществление своих прав на свободу убеждений и свободное выражение мнений.
♦