Выход на Apple TV+ нового сериала The New Look что можно перевести и как «Новый образ», и как «Новый взгляд», привлек внимание к истории двух легенд французской высокой моды – Коко Шанель и Кристиана Диора – в оккупированной нацистами Франции во время Второй мировой войны.
Но насколько фильм соответствует исторической правде?
Автор фото, Getty Images
Воображение Коко Шанель было безграничным. В 1910-х она создала одежду с простыми линиями из удобного трикотажа, освободив женщин от корсетов, а позже подарила миру легендарные «маленькое черное платье» и духи Chanel No 5.
Она также была мастером самореализации и отказалась от влияния бедного детства Мать умерла, а отец оставил ее, и девушка попала на воспитание к монахиням.
После успеха во избежание неудобств она даже заплатила своим двум братьям за молчание о ее происхождении.
Прагматический человек, которому пришлось бороться за выживание, он привык рассказывать о себе сказки.
Но один факт из ее жизни неопровержим, – она сотрудничала с нацистами. А также могла помогать французскому движению Сопротивления. И в этом женщина, которая больше всего хотела контролировать свой образ и наследие, оставила настоящую путаницу.
Две правды
В сериале все слова имеют значение. Но особого внимания заслуживают слова Диора (в исполнении Бена Мендельсона), когда в 1955 году, в зените своей славы в мире моды, он ответил на вопросы студента Сорбонны.
Тот поинтересовался, какие он мог разрабатывать платья для жен и любовниц гитлеровцев во время оккупации Парижа, тогда как Шанель (в исполнении Жюльет Бинош) закрыла свой фирменный магазин.
«Есть правда, — отвечает модельер. – Но за ней всегда есть другая правда».
Фильм, который переносит нас с 1955-го в военные годы, является художественной выдумкой, хоть и навеян историей. Однако он очень точно указывает на правду о двух разных отношениях к войне.
Правда Диора проще. Он последовательно предан Франции. Он продолжает шить одежду для нацистов, чтобы выжить и заработать деньги, которыми поддерживает героические усилия его сестры Катрин в движении Сопротивления.
В конце концов ее арестовывают, подвергают пыткам и ссылают в концлагерь. И эта малоизвестная история о судьбе сестры Диора является одним из величайших драматических моментов и открытий сериала.
Правда Шанель не так однозначна, — в ней много деталей, которые можно по-разному интерпретировать. Хорошо известно, что она имела длительную связь с нацистским агентом Гансом Гюнтером фон Динклаге, известным как Шпатц – «Воробок» (в исполнении Класса Банга). Связь с ним, а также другими нацистами позволил Шанель вызволить из лагеря любимого племянника Андре, воина французской армии.
Также нет сомнений, что она участвовала в операции Modelhut — «Модная шляпка». По сногсшибательной схеме нацистского генерала-мошенника Шанель должна была отправиться в нейтральную Испанию, чтобы оттуда передать своему старому другу Уинстону Черчиллю предложения по завершению войны и мира в обход Гитлера.
Ее кодовое имя было Вестминстер – в память о связях в Британии и еще одна длительная любовная связь – с Гью Ричардом Артуром Гровнором, герцогом Вестминстерским, который начался еще в 1920-х .
Она также – безуспешно – пыталась использовать нацистские законы арийского превосходства, запрещавшие евреям иметь бизнес, для того, чтобы лишить еврейских компаньонов контроля над своей парфюмерной компанией.
Некоторые биографы и историки все это подтвердили, включая Хэлла Воэна в блестящей, – «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель».
Ранда Гарелик, один из самых внимательных и проницательных биографов Шанель, в своей книге «Мадемуазель: Коко Шанель и пульс истории» (2014) приходит к выводу, что та, очевидно, верила в нацизм, кроме того, что руководствовалась выгодой, собственными интересами и антисемитизмом.
«Патриотизм всегда означал для нее меньше, чем власть, — пишет Гарелик. – Она (Шанель) никогда не признавала последствия применения отвратительных арийских законов нацистов против ее собственных бизнес-партнеров».
Но как рассказала BBC Culture Джастин Пикарди, автор «Коко Шанель: легенда и жизнь» и «Мисс Диор», посвященную Катрин Диор, «говорить, что Шанель была нацисткой — слишком просто».
По мнению Пикарди, Шанель была слишком англофилкой и слишком любила свободу, чтобы безоговорочно приветствовать нацизм, хотя она охотно использовала нацистские связи. А операция «Модная шляпка» на самом деле не определяет, кем была Шанель, при всей своей интриге.