Экипаж под руководством Олега Скрипочки готовится вернутсья на Землю
В пятницу трое членов экипажа Международной космической станции вернутся на Землю, где люди живут еще в большей изоляции, чем космонавты на орбите.
Россиянин Олег Скрипочка и американка Джессика Меир улетели на МКС в сентябре 2019 года, когда о существовании коронавируса никто не подозревал. Еще один американский астронавт Эндрю Морган находится на станции еще дольше — с июля 2019 года.
На МКС остаются россияне Анатолий Иванишин и Иван Вагнер, а также американец Кристофер Кэссиди.
Пандемия коронавируса изменила привычную схему возвращения космических экипажей.
«К такому нас не готовили«
«Для нас очень сюрреалистично видеть эту ситуацию, которая разворачивается внизу на планете, — отметила Джессика Меир, общаясь журналистами по видеосвязи из космоса. — Но могу сказать, что отсюда Земля выглядит все так же великолепно, поэтому нам трудно поверить во все эти изменения, которые произошли с тех пор, как мы сюда прилетели».
43-летняя астронавтка из США добавила, что экипаж привык жить в режиме изоляции на МКС, но столкнуться с изоляцией на Земле они не ожидали.
«Будет трудно не иметь возможности обнять родных и друзей после семи месяцев разлуки. Мне кажется, я буду чувствовать себя на Земле еще в большей изоляции, чем здесь. Ведь на станции мы постоянно заняты, решаем подчас удивительные задачи, поэтому не чувствуем одиночества в полной мере», — сказала Меир.
Ее коллега Эндрю Морган отметил, что справляться со стрессом от изоляции ему очень помогает следование четкому расписанию.
«Тренировки, время на сон и личную гигиену — наш день расписан почти по минутам. И наличие такого плана очень помогает», — сказал Морган.
Благоприятный микроклимат в команде создается благодаря заботе друг о друге, отмечает астронавт: «Каждый из нас здесь постоянно оценивает, как его действия могут повлиять на других членов команды».
Джесика Меир призналась, что в космосе больше всего скучает по маме
Детали возвращения
По плану, экипаж должен вернуться на Землю 17 апреля — ориентировочно в 8 утра по московскому времени. К этому моменту Скрипочка и Меир проведут в космосе уже 205 дней, а Морган — 272 дня.
Обычно спускаемые аппараты приземляются в казахской степи. Затем поисковая группа подбирает прибывший экипаж и на вертолете привозит его в аэропорт Караганды или Жезказгана, откуда космонавты на самолетах улетают в свои страны. Но в этот раз все будет организовано несколько иначе.
В Казахстане действует режим чрезвычайного положения, некоторые аэропорты закрыты. Приземлившихся космонавтов доставят в Байконур, откуда россиянин Олег Скрипочка самолетом улетит в Москву. У американцев Меир и Моргана будет более сложный маршрут. Из Байконура их повезут наземным транспортом в Кызылорду, где их будет ждать спецборт НАСА. Этот самолет увезет астронавтов в США.
Все российские спасатели, которые будут искать и встречать экипаж «Союза МС-15» в степи, сейчас находятся в строгом карантине. Перед выходом на дежурство они сдадут тесты на коронавирус.
Обычно после возвращения на Землю космонавты проходят специальную программу реабилитации, которая длится несколько недель. После долгого пребывания в невесомости организму нужно время, чтобы привыкнуть к жизни в условиях постоянной гравитации.
Но теперь врачам важно еще и уберечь прибывших из космоса от коронавируса. Такой диагноз уже поставили девяти сотрудникам Роскосмоса. Заболели и несколько сотрудников двух исследовательских центров НАСА в США.
Специалисты приняли решение, что контакты всех прибывших космонавтов на Земле первое время будут очень ограниченными. Например, какое-то время они не смогут воссоединиться с семьей.
В российском Центре подготовки космонавтов сообщили, что Скрипочка будет находиться в подмосковном профилактории, где взаимодействовать с ним будут только врачи в масках и других средствах индивидуальной защиты.
МКС в ближайшие месяцы будет самым безопасным местом, считает космонавт Анатолий Иванишин
Смена экипажа
Новый экипаж МКС уже обживается на станции. Кристофер Кэссиди, Анатолий Иванишин и Иван Вагнер прибыли на орбиту 9 апреля. Чтобы не допустить заражения космонавтов, их держали на карантине полтора месяца перед пуском.
На космодром не допускали не только журналистов, но и родственников, которые не смогли лично проводить космонавтов в долгий полет.
Отменили и большинство традиционных предполетных ритуалов: космонавты не возлагали цветы к кремлевской стене и не посещали дом-музей советского конструктора ракет Сергея Королева.
«Хотя полеты в космос все еще связаны со значительным риском, мы понимаем, что МКС в ближайшие месяцы будет самым безопасным местом», — сказал журналистам незадолго до пуска Анатолий Иванишин.
Новый экипаж должен пробыть на орбите 196 дней. Специалисты считают, что вероятность занесения коронавируса на борт МКС в данный момент стремится к нулю.
В прошлом специалистам уже приходилось сталкиваться с инфекциями на борту космических аппаратов.
В 1968 году экипаж корабля Аполлон-7 переболел простудой. Скорее всего, астронавт Уолли Ширр поднялся на борт, будучи инфицированным, и затем заразил коллег. Это оказало существенное влияние на работу астронавтов на станции.
У экипажа довольно быстро закончились лекарства для лечения синдромов простуды, астронавты также не знали, что делать с насморком, поскольку на корабле не было запаса салфеток и платков.
Из-за этого астронавты даже решили не надевать скафандры при возвращении в атмосферу Земли. Подобные трудности возникали и у экипажей Аполлона-8 и Аполлона-9.
В этот раз врачи не стали менять или дополнять состав аптечки космонавтов в связи с пандемией коронавируса.
В Роскосмосе заявляют, что пуски летательных аппаратов продолжатся по ранее утвержденному плану. Ближайший должен состояться 25 апреля. Грузовой корабль “Прогресс МС-14” должен доставить экипажу МКС запасы топлива и газов, а также служебное оборудование и средства жизнеобеспечения.
А вот Европейское космическое агентство сворачивает некоторые свои программы. Приостановлены начатые недавно тесты в рамках солнечной миссии Solar Orbiter — специалисты отключили приборы четырех спутников, находящихся в космосе.
Только 30 из 900 сотрудников агентства сейчас работают из офиса, остальные находятся дома. По такой же схеме работает и большинство сотрудников НАСА.