Add to Flipboard Magazine.
Турция движется к референдуму, который в случае положительного исхода дал бы президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану абсолютную власть – и каждый новый теракт, скорее всего, увеличивает его шансы на победу в голосовании.
Эта страна с численностью населения почти 80 млн человек, член Организации Североатлантического договора, является отличной мишенью курдских сепаратистов и радикальных исламистов.
Только за последние две недели страна стала свидетелем двух крупных взрывов в Стамбуле и центральной части города Кайсери, а также убийства российского посла Андрея Карлова в Анкаре.
Эрдоган, чья партия управляет Турцией с 2002 г., неоднократно утверждал, что сильная исполнительная власть президентства как никогда необходима сейчас, в эти опасные времена. Если он выиграет референдум, ориентировочно запланированный на июнь, он сможет занимать должность до конца 2029 г.
«Если он победит, он станет диктатором. Эрдоган пришел к власти, не потому что хочет управлять государством. Он пришел к власти, потому что сам хочет быть государством», — заявил Кемаль Кылычдароглу, глава крупнейшей оппозиционной партии Турции.
В соответствии с предложенными конституционными изменениями пост премьер-министра будет отменен, и большинство полномочий, осуществляемых парламентом, будут переданы президенту.
«Партия справедливости и развития» (ПСР) Эрдогана не смогла победить на выборах сходу лишь один раз. Это было в июне 2015 г., когда рост прокурдской оппозиционной партии лишил ПСР парламентского большинства впервые за последние 13 лет.
Отмена прекращения огня между турецким государством и курдскими боевиками недели спустя сплотила избирателей вокруг Эрдогана.
Президент, который отказался возглавлять коалиционное правительство и изображал себя оплотом против терроризма, призвал к досрочным выборам в ноябре 2015 г. и восстановил удобное большинство для ПСР.
«Террористические атаки лишь укрепят политическое право. В ноябре 2015 года пройдут перевыборы», — предсказал тогда Сонер Чагаптай, глава турецкой программы в Вашингтонском институте ближневосточной политики.
Ответственность за теракты в Стамбуле и Кайсери, в которых погибли десятки людей, взяли на себя боевики, связанные с «Рабочей партией Курдистана», которая считается террористической организацией.
После взрыва в Кайсери толпы людей по всей Турции атаковали офисы главной курдской политической партии страны, Народной демократической партии. Партия, чьи лидеры в прошлом месяце были задержаны по обвинению в поддержке терроризма, осудила взрывы.
Опросы общественного мнения показывают растущую поддержку населения идеи о необходимости конституционных изменений, требуемых Эрдоганом.
Для положительного референдума необходимо более 50% голосов. Правда неясно, в какой мере избиратели честны в своих ответах при проведении опросов общественного мнения на фоне нынешнего чрезвычайного положения.
Даже среди избирателей ПСР от 15% до 30% выступают против президентской системы, заявил Ибрагим Услу, руководитель консалтинговой компании «Анар», проводящей опросы общественного мнения, которая оказывала свои услуги партии на протяжении более десяти лет.
Политические враги Эрдогана надеются, что отрицательное голосование будет спровоцировано всплеском обратной реакции против массовых чисток, которые начались после несостоявшегося июльского госпереворота.
По приблизительным оценкам, тогда были уволены около 125 тыс. турок — от школьных учителей до сотрудников полиции и судей. Десятки тысяч были задержаны по подозрению в связях с путчистами.
«Я не думаю, что они получат желаемый результат во время референдума. После попытки военного переворота он провел политический переворот, который привел к миллионам жертв. Все это вызвало огромную ненависть и гнев против ПСР. Хотя бы поэтому вряд ли он победит», — отметил Первин Булдан, вице-спикер турецкого парламента и депутат от «Рабочей партии Курдистана» (РПК).
Союзники Эрдогана высмеивают подобные прогнозы провала референдума.
«Вы хорошо понимаете, что наш президент выиграет референдум. Мы считаем, что наш президент будет иметь поддержку более 60%. Что мы действительно хотим знать, будут ли после этого нашего президента продолжать называть диктатором», — отметил Мехмет Метинер, депутат ПСР.
И если ПСР контролирует абсолютное большинство мест в парламенте Турции, не хватает 14 мандатов до 330, необходимых для проведения конституционных изменений, которые затем будут представлены на референдуме.
ПСР рассчитывает получить поддержку по поправкам от «Партии националистического движения», лидер которой Девлет Бахчели может стать вице-президентом.
Однако неясно, в какой степени Бачели, который остался у руля своей партии из-за июньских судебных решений против претендента враждебного ему объединения с Эрдоганом, осуществляет реальное руководство партией.
«Наша избирательная база полностью против президентской системы, так же как и значительное число членов нашего парламента», — заявил Юсуф Халачоглу, один из нескольких законодателей «Партии националистического движения», которые уже обязались голосовать против предлагаемых поправок к конституции.
Союзники Эрдогана утверждают, что Турция не может позволить себе риск нестабильных выборов коалиционного правительства на фоне роста неустойчивости в регионе.
«В этой стране, чтобы выжить, нужна очень крепкая система. Мы должны разработать систему для будущего Турции, а не для президента Эрдогана, которому неважно, президентская это система или парламентская. Он уже имеет полное право управлять этой страной как президент и без этих изменений», — заявил его старший советник Реха Денемек.
Если конституционные поправки будут приняты, стоит готовиться к турбулентности. Кылычдароглу считает, что единственный способ победить план Эрдогана – это строить далекоидущие планы для оппозиции.
«В своей кампании мы достучимся до всех демократов, всех тех, кто выступает за свободу. Это главная проблема нашей страны. У некоторых избирателей ПСР до сих пор есть здравый смысл, так же как и у избирателей «Партии националистического движения», — заявил он.
Источник: vestifinance.ru