Точного количества украинских мигрантов, работающих за рубежом, в Киеве не знает никто
«Я обращаюсь ко всем украинцам на планете. Вы нам очень нужны… Вы должны ехать на Украину не в гости, а домой. Мы ждем вас. Сувениров из-за границы не нужно. Привезите, пожалуйста, свои знания, опыт и ментальные ценности. Все это поможет нам начать новую эпоху», — в мае прошлого года, когда Владимир Зеленский прознес эти слова в своей инаугурационной речи, даже самые преданные сторонники нового президента не верили, что этот призыв станет реальностью.
Украина была и остается одним из беднейших государств Европы. Средняя зарплата более чем в два раза ниже чем в соседней Польше — что уж говорить о более богатых западных странах.
В результате выезды на работу за границу — на пару месяцев, которые позволяет пребывать на территории ЕС безвизовый режим Украины с Евросоюзом, — так и на более длительные периоды, стали реальностью для миллионов украинцев. Точной статистики государство не имеет.
В октябре 2019 года тогдашний министр Кабмина Дмитрий Дубилет заявил, что с начала года количество украинцев, с начала года выехавших из Украины и не вернувшихся на протяжении 21 дня, составило 1,5 млн человек.
Численность украинских трудовых мигрантов, одновременно пребывающих на территории Польши, самой популярной среди них страны ЕС, оценивают в 800 тысяч — 1,2 млн человек.
Пандемия коронавируса и введение во всех странах западной Европы и на Украине карантинных ограничений сильно повлияли на жизненные планы трудовых мигрантов.
В конце марта президент Зеленский выступил с обращением, в котором призвал украинцев возвращаться домой из-за рубежа. И предупредил: с 27 марта государственная граница будет закрыта, все пассажирские перевозки будут остановлены.
Два миллиона вернувшихся
Заявление Зеленского противоречило Конституции, гласящей, что гражданин Украины не может быть лишен права в любое время вернуться в свою страну.
Да и закрытия границы как такого по факту не произошло: пересечь ее на собственном автомобиле можно и сейчас, государство только закрыло большую часть пунктов пропуска.
Однако в тот момент трудовым мигрантам явно не хватало информации, которую они получали из разрозненных сообщений Киева и властей стран пребывания.
«Здесь просто паника была», — рассказывает Би-би-си житомирянин Сергей, несколько последних лет работающий на стройке под Варшавой.
На Украину из Польши в строчном порядке вернулись сотни тысяч трудовых мигрантов
«Одни говорили, что Украина вот сейчас закроет границы чуть ли не навсегда, а кто останется в Польше, тот через пару месяцев превратится в нелегала и заплатит крупный штраф. Другие — что разработанный Варшавой план помощи польскому бизнесу не будет распространяться на предприятия, которые используют труд иностранцев, так что нас всех и так уволят. Одним словом, надо валить», — продолжает он.
Тогда, в последние выходные марта, на польско-украинской границе образовалось масштабное столпотворение.
Всего за время карантина на Украину вернулись около двух миллионов трудовых мигрантов.
Мечта Зеленского о массовом возвращении на родину уехавших за рубеж соотечественников исполнилась.
«Больше не выпускают»
Однако время шло, а зависимость целых секторов экономики западных стран от дешевой рабочей силы, одним из значимых поставщиков которой являлась Украина, никуда не девалась. Новых рабочих мест на Украине тоже особо не прибавлялось: только по официальным данным, количество безработных за время карантина выросло на 27%.
В этой ситуации в начале прошлой недели разразился первый международный скандал с украинскими трудовыми мигрантами: финские СМИ написали, что их страна может полностью отказаться от сезонных рабочих из Украины, так как Киев просто не выпускает граждан из страны.
Посол Эстонии на Украине Каймо Кууск в комментарии эстонскому изданию ERR рассказал, что в этом году Финляндия собиралась ввезти около 14 тысяч сезонных работников.
«Были длинные переговоры, и в конце концов Финляндии удалось уговорить Украину. Однако после доставки первых 200 человек в Хельсинки правительство Украины приостановило дальнейшие чартерные рейсы, и сезонных работников больше за границу не выпускают», — сказал Кууск.
Конечно, прямо запретить украинцам выезжать из страны правительство не могло, и Государственная пограничная служба Украины сообщила Би-би-си, что никаких подобных распоряжений не принималось.
Украинские пограничники утверждают, что никакие решения, запрещающие гражданам страны покинуть Украину, в последнее время не принимались
Более того, в эти дни многие украинцы на собственном или съемном автотранспорте возвращаются в Польшу: там они могут приступить к работе в том же сельском хозяйстве, дорожном хозяйстве или в строительстве после пребывания в обязательной 14-дневной изоляции после пересечения границы. В Польше даже возник новый сектор услуг для прибывающих работников — предоставление им специального «карантинного жилья» на период самоизоляции.
Но если речь идет не о сопредельных с Украиной странах, то единственный способ доставить рабочую силу туда — это чартерный авиарейс. А если правительственная Госавиаслужба не даст добро на этот перелет, то никто никуда не улетит.
Сотни тысяч рабочих мест
Именно тогда многие вспомнили, что за неделю до этого инцидента премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в интервью «РБК-Украина» прямо заявил: правительство будет прилагать усилия для того, чтобы удержать вернувшихся работников в стране.
«За период карантина на Украину вернулись примерно два миллиона наших граждан, которые пребывали на заработках и уехали из-за потери работы. Мы этих людей идентифицируем в качестве чрезвычайно квалифицированной, обученной в Европе рабочей силы, имеющей высокую продуктивность, хорошую технологическую, профессиональную подготовку. Это люди, которые были бы наверняка очень полезными для развития экономики внутри государства. Значит, очевидно, их нужно сохранить», — сказал он.
По словам Шмыгаля, уже в ближайшее время государство собирается создать сотни тысяч рабочих мест, на которых могли бы остаться на родине потенциальные трудовые мигранты.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что хотел бы «сохранить» вернувшихся на родину трудовых мигрантов. Его слова понравились не всем.
В этом же интервью украинский премьер заявил, что средняя зарплата на вновь созданных рабочих местах составит 6-8 тысяч гривен (16-22 тысяч рублей).
«Когда эти цифры услышали парни, которые в конце марта не двинули на Украину, они поняли, что приняли правильное решение», — говорит Сергей из-под Варшавы. Озвученная премьером зарплата, которой украинское правительство собиралось удержать потенциальных мигрантов дома, была в разы меньше их «европейской» зарплаты, за эти деньги на Украине обеспечить семью нереально.
А спустя несколько дней тему развил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, заявивший, что в условиях, когда Киев сконцентрирован на возвращении своих граждан, застрявших в разных странах мира, домой, отправлять за рубеж украинских работников «нелогично».
«Мы в Украине руководствуемся прежде всего соображениями безопасности и здоровья наших граждан. В условиях распространения пандемии любое путешествие — это подвергание опасности заболевания, особенно если это путешествие осуществляется самолетом», — сказал Кулеба.
В конце концов, Киев был вынужден объясняться перед западными государствами. В прошлую среду Шмыгаль встретился с послом ЕС и временным поверенным США в Киеве. Главной темой беседы была именно трудовая миграция из Украины.
«Правительство готово к переговорам с европейскими странами, которые выразят желание официально пригласить украинских рабочих на сезонные работы… Важной предпосылкой является легальное трудоустройство сроком от трех месяцев с соблюдением всех социальных гарантий и надлежащих условий труда украинцев», — заявил Шмыгаль по итогам этого разговора.
«Крепостное право»
Такая позиция правительства вызвала возмущение у сотен украинцев, приравнявших заявление Шмыгаля с «выездными визами» советского времени или вообще с введением крепостного права.
«Для сотен тысяч и миллионов украинцев невозможность выезда — страшнее (чем все предыдущие ошибки власти), потому что бередит советские шрамы безысходности, бесправности, обреченности», — написал в «Фейсбуке» медиаэксперт Евгений Глибовицкий.
Немало украинских трудовых мигрантов, приехавших на родину в начале эпидемии коронавируса, теперь были бы не против вернуться к работе за границей
И хотя многие комментаторы считают, что позиция правительства вызвана некомпетентностью новой власти и является лишь очередным непоследовательным шагом Киева в постоянно меняющейся стратегии его борьбы с эпидемией коронавируса, есть и те, кто видит в событиях вокруг мигрантов целенаправленную, обдуманную политику.
«(Политика власти) является сознательной политикой…, имеющей одну цель — обеспечить экономику недорогой квалифицированной рабочей силой и совсем дешевой неквалифицированной. На протяжении нескольких последних лет сотни раз слышал от представителей бизнеса, что одна из главных проблем в стране — трудовая миграция, вымывающая квалифицированные кадры, а главное — стимулирующая рост зарплат. Кое-кто даже говорил, что нужно закрывать границы, чтобы «работяги оставались дома…», — пишет журналист Олег Базар.
«В условиях открытого мира сделать это было крайне сложно. Эпидемия дала такой шанс. И команда Зеленского пытается им воспользоваться. Подозреваю, у них даже есть оправдание — это, мол, нужно для роста украинской экономики», — резюмирует Базар.
Переводы из-за границы
Резкое уменьшение количества украинских трудовых мигрантов в европейских странах имеет еще одно, возможно, не самое очевидное последствие для экономики Украины.
Дело в том, что денежные переводы от работающих за рубежом граждан Украины являются одним из основных источников поступления валюты в страну.
По данным Всемирного банка, в прошлом году украинские работники перевели на родину рекордные 15,8 млрд долларов, что составляло 10,5% ВВП Украины.
Поступления от трудовых мигрантов на Украине оцениваются примерно в одну десятую часть ВВП страны
Есть ли у украинского правительства ответ на вопрос о компенсации этого источника валюты? Судя по заявлениям премьера Шмыгаля, критичной он эту проблему не считают.
«Часть этих людей так и осталась работать за границей… Во-вторых, часть вернувшихся людей будут вкладывать в бизнес, тратить заработанные и привезенные с собой деньги на Украине. В-третих, по нашим подсчетам, до 5 млрд долларов не выедет из Украины в Турцию, Египет и так далее во время летнего туристического сезона», — рассказал Денис Шмыгаль в интервью «РБК-Украина».
«Двойные стандарты в стране»
А тем временем символом трудностей, с которыми сталкиваются трудовые мигранты, желающие уехать из Украины на заработки, стали приключения оплаченного британскими работодателями самолета, который должен был доставить несколько сотен украинских трудовых мигрантов в Лондон.
В прошлую среду пассажиры этого рейса, у каждого из которых был на руках подписанный контракт с британским работодателем, уже получили билеты и были готовы к полету, однако в назначенное время самолет не сдвинулся с места. Оказалось, что за два часа до запланированного времени отбытия Госавиаслужба запретила взлет, причем, как утверждают в авиакомпании МАУ, чьим лайнером выполнялся рейс, без указания оснований.
Ситуация неопределенности в киевском аэропорту вызвала бурю эмоций у одного из пассажиров этого рейса, 37-летнего жителя Сум Игоря Петренко. Для него вылет в Британию был решением вынужденным, хоть и не более рискованным, чем оставаться дома, говорит он.
Позиция премьер-министра Дениса Шмыгаля относительно трудовых мигрантов немного поменялась после встречи с европейскими и американскими дипломатами
Средняя зарплата в его родной Сумской области составляет 9200 гривен (25 тысяч рублей). В Британии, рассказал Игорь Би-би-си, работая на ферме по выращиванию овощей, он будет зарабатывать в 6-7 раз больше.
«Мы видим скандалы — то у одного депутата-«решалы» ресторан работает, то гипермаркеты строительные — (одни) работают, а другие нет. Почему? Двойные стандарты в стране… Люди уже на грани. Они думают, что у всех там в кубышке где-то спрятано много денег?» — возмущался он.
Декларациям власти — мол, вернувшиеся на Украину трудовые мигранты должны остаться, потому что их обеспечат сотнями тысяч новосозданных рабочих мест, — Игорь не верит.
«Какую они будут работу давать? И готовы ли люди работать (за такие деньги)? Я не знаю, как они собираются оставлять людей. Принудительно? Я думаю, у нас в стране было два майдана, третий тоже можно устроить», — говорит он.
Самолет Игоря в результате взлетел — спустя девять часов после запланированного времени вылета. Именно в это время дипломаты из ЕС и США провели встречу с премьер-министром Украины Шмыгалем.
А уже 1 мая украинский вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Вадим Пристайко заявил — и это было последнее на момент публикации материала изменение позиции официального Киева по этому вопросу, — что правительство не будет мешать украинцам, желающим выехать на сезонные работы в Европу.
«Мы не запрещаем, не можем и не будем. Мы не Советский Союз, мы никого не держим за «железным занавесом». Мы пытаемся упорядочить трудоустройство за границей на основе тех ограничений, которые были введены для всех граждан Украины», — заявил Пристайко.
При участии Ольги Мальчевской и Георгия Эрмана