Европейские государства обеспокоены решением Ирана остановить сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии.
Представитель Министерства иностранных дел Германии Мартин Гизе заявил, что это решение является «катастрофическим сигналом».
«Для дипломатического решения критически необходимо, чтобы Иран работал с МАГАТЭ», – заявил он.
За день до вступления закона в силу президент Франции Эммануэль Макрон призвал российского лидера Владимира Путина убедить Иран возобновить сотрудничество с МАГАТЭ, на что Кремль согласился, сообщают источники Радио Свобода.
Путин также выразил поддержку дипломатическому урегулированию. Оно потенциально может включать нулевое обогащение в Иране, что является неприемлемым для Тегерана вариантом.
Макрон предупредил, что без прочного соглашения между Тегераном и Вашингтоном по ядерной программе Ирана европейские государства начнут процесс повторного введения санкций ООН против Исламской Республики.
Сотрудник вашингтонской организации «Инициатива по ядерной угрозе» Эрик Брюэр назвал остановку сотрудничества Тегерана с МАГАТЭ началом «новой и опасной фазы».
«Задача понять, что происходит на ядерных объектах Ирана, новых и старых, полностью ляжет на разведывательные организации», – написал Брюэр, бывший аналитик разведки США, на X.
В интервью CBS News, которое вышло в эфир 1 июля, министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи заявил, что Тегеран остается открытым для переговоров с Вашингтоном.
«Я не верю, что переговоры возобновятся так быстро», – сказал Аракчи, отвечая на предложение Трампа начать переговоры уже на этой неделе. Тем не менее, он подчеркнул, «двери дипломатии никогда не будут полностью закрыты».
Впрочем, на этой неделе Трамп, похоже,изменил свою позицию относительно переговоров с Исламской Республикой, написав на своей платформе Truth Social, что он «ничего не предлагает Ирану… и я даже не разговариваю с ними, поскольку мы полностью уничтожили их ядерные объекты».
Соединенные Штаты и Иран провели пять раундов косвенных переговоров по ядерной программе Тегерана, прежде чем переговоры сорвались, что побудило Израиль нанести авиаудары по иранским ядерным объектам и военным целям 13 июня.
Соединенные Штаты вступили в конфликт 22 июня, присоединившись к Израилю, нанеся удар по трем основным иранским ядерным объектам, в том числе сильно укрепленному подземному объекту в Фордо.
Полное влияние 12-дневного конфликта с Израилем на ядерную программу Ирана все еще неясно. Хотя Иран утверждает, что его ядерные объекты были сильно повреждены, он все же пообещал продолжить программу, настаивая на том, что она мирная.
На прошлой неделе глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что Иран может восстановить обогащение урана «за считанные месяцы».
Президент Ирана Масуд Пезешкиан 2 июля ввел в действие закон, принятый парламентом в прошлом месяце, о приостановлении сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии, сообщают иранские государственные СМИ.
Тегеран неоднократно обвинял орган ООН по ядерному надзору в предвзятости, утверждая, что он сотрудничает с западными странами и Израилем против Ирана.
В течение многих лет Гросси критиковал Иран за то, что он считал отсутствием сотрудничества в усилиях агентства по расследованию ранее нераскрытых ядерных объектов. В конечном итоге это привело к тому, что Совет управляющих МАГАТЭ в прошлом месяце издал редкую резолюцию о невыполнении обязательств против Ирана, которая, по утверждению Тегерана, способствовала атакам Израиля.