В стране Марио и Зельды: история игропрома Японии

Так уж сложилось что Япония заинтересовалась виртуальными развлечениями больше всех других стран. Студенты японских технических вузов, увидев первые эксперименты с осциллографами, на которых играли в пинг-понг, подумали: “Из этого явно что-нибудь да выйдет”. Об истории японского игропрома рассказывает портал gmbox.ru.

Самым первым прорывом игропрома Страны восходящего солнца считается автомат Space Invaders. Произведение искусства, созданное компанией Taito ещё в 1978-м году, остаётся культовым и по сей день. Буквально через 2 года Namco спустилась с небес на землю, и выдала ничуть не менее знаменитый хит: Pacman. В аркадных залах — в том числе и в США — власть Японии была безграничной. Оставалось захватить дома.

В стране Марио и Зельды: история игропрома Японии
И в 1983-м году это смогла сделать неказистая коробочка, известная у себя на родине, как Famicom, в Штатах и Европе — как NES, ну а у нас — как “Денди”. Mario, Donkey Kong, Metroid, The Legend of Zelda, Dragon Quest — все эти иконы мира видеоигр сегодня хорошо знакомы даже самым юным геймерам, а ведь они зарождались ещё тогда! В смысле, иконы, а не геймеры.

Через 4 с лишним года после NES, японские конкуренты делают шаг, который вынуждает весь рынок консолей двигаться вперёд: Sega выпускает Megadrive. Тем, кто сам помнит первые впечатления от невероятной, улётной, фотореалистичной графики, объяснять ничего не надо. Какой там The Last of Us! Streets of Rage, Shinobi, Sonic, Ecco the Dolphin — вот что по настоящему поражало и визуальной составляющей, и геймплеем.

Разумеется, Nintendo пришлось отвечать, и через 7 лет после выхода NES на рынке появилась Super Nintendo. Японская компания принялась развивать собственные идеи: Марио, Самус Аран, герои Final Fantasy VI — все они перестали быть обычными, и стали “супер”.
Девяностыми годами прошлого столетия абсолютная доминация Страны восходящего солнца не ограничилась. С 1995-го по 2005-ый год Saturn, Dreamcast, Nintendo 64 и — конечно же! — PlayStation вместе с PlayStation 2 лишь укрепили лидирующие позиции Японии на рынке видеоигр.

В стране Марио и Зельды: история игропрома Японии
Именно в ту не столь отдалённую эпоху Gran Turismo удалось добиться фотореализма (как его понимали на тот момент) без пре-рендера, Final Fantasy VII — совместить качественное повествование с огромным миром, а Марио и Солид Снейку — перебраться из тесных 2-х плоскостей на просторы полноценного 3D.

Из упомянутых на абзац выше консолей стоит особо упомянуть PlayStation 2: за всю её историю было продано 157 миллионов штук. Чёрный монолит, которому поклонялись все разработчики, раздавил конкурентов — Dreamcast, Gamecube и Xbox. Тем не менее, недолго жившая приставка от Sega успела дать миру что-то своё. Например, Shenmue (1999 г.): эта гениальная игра за 2 года до Grand Theft Auto 3 показала, что такое полноценный открытый мир в 3D. К тому же NPC в GTA 3 были лишь болванчиками, только и ждущими, когда их собьют на какой-нибудь Ferrari, а в Shenmue каждый жил своей жизнью.

В стране Марио и Зельды: история игропрома Японии
Или взять SoulCalibur (также 1999 г.) — многим кажется, что это традиционная франшиза PlayStation. Но на самом деле культовый файтинг с холодным оружием зародился в 1998-м на аркадных автоматах, и годом позже был портирован именно на Dreamcast. Между прочим, и IGN, и GameSpot поставили оригинальной консольной SoulCalibur десятку, а эти капризные западные издания редко когда расстаются с максимальным баллом.

Эпоха суровых испытаний пришла в 2005-м году. Microsoft выпустила Xbox 360, и уже через несколько месяцев стало понятно: появился либо новый абсолютный лидер, либо тот, кто способен отнять у японцев 50% рынка. Несколько позже, на фоне продукции от Bungie, Crytek, Rockstar и других компаний, японским студиям оставалось лишь бессильно констатировать своё отставание.

Посудите сами: все те западные игры, уже ставшие классикой жанра, но которые никак нельзя назвать “старыми”, вышли после 2005-го года. Mass Effect, Skyrim, GTA IV, CoD (которая уже про современные конфликты), Gears of War, Red Dead Redemption — долгое время гордым самурайским разработчикам нечего было противопоставить этому потоку зарубежных хитов.

В стране Марио и Зельды: история игропрома Японии
В результате опомнились они и начали отвечать только в 2008-м — 2009-м году. Сначала гениальный Кодзима выпустил четвёртую часть своего шпионского тактического экшна, а затем и студия Platinum Games подоспела со своей over-the-top ведьмой Байонеттой, немного напоминающей Эльвиру, повелительницу Тьмы.

Два года ушло на раскачку, но к 2011-му подтянулась тяжёлая артиллерия: Catherine (интерактивное анимэ/симулятор свиданий/головоломка в своё время наделала немало шуму — автору иногда даже хочется достать пыльную PS3 с антресоли), Dark Souls, Dead or Alive 5, Final Fantasy XIII… Конечно, о тотальной доминации, как это было во времена оригинального Марио и Данки Конга, Японии пришлось забыть. Но, по крайней мере, диалог с США и Европой пошёл на равных.

Как вы понимаете, мы плавно подобрались к текущему периоду. Сейчас складывается такое впечатление, что японские разработчики решили наверстать упущенное, то есть ликвидировать отставание, накопленное за эпоху PS3 и Xbox 360. Продажи Final Fantasy XV стартовали почти в самом конце прошлого года, и она быстро смогла занять лидирующие позиции в западных чартах, став самой продаваемой за всю историю франшизы.

В стране Марио и Зельды: история игропрома Японии
На радость фанатам игрового арт-хауса, Last Guardian вышел после 10 лет ожидания (как FFXV). Resident Evil 7 собрал восторженные отзывы критиков и подтолкнул продажи PS VR. Во всём мире публика на ура приняла Nioh — серия Souls отдыхает (включая Bloodborne), и изголодавшимся мазохистам нужна была очередная порция мучений. Желательно от японского разработчика, знающего в этом толк.

Теперь публика ждёт далёкую и загадочную Shenmue III, вскоре выйдет Nier: Automata и Persona 5, а Legend of Zelda: Breath of The Wild — флагман новой консоли от Nintendo — уже получила 98 на Metacritic. Карл, на Metacritic — на онлайн-платформе, где любой капризный критик может своей двойкой или тройкой существенно уронить общую оценку игры.

В 2015-м году MGS V попыталась устроить comeback японских разработчиков, но у творения Хидео Кодзимы было слишком мало союзников. Похоже, 2017-ый станет тем годом, когда самураи соберут вполне крупную группировку, и нанесут достойный ответный удар.

Источник: vestifinance.ru