В Брюсселе 5 июня продолжается встреча министров обороны стран-членов НАТО, где на повестке дня – повышение оборонных расходов до 5% от ВВП.
Основной целью визита министра обороны США Пита Хагсета, который пропустил все заседания с Украиной («Рамштайн» и Раду Украина – НАТО) стало именно согласование этого нового показателя.
«Чтобы быть альянсом, нужно быть больше, чем просто флагами – нужны боевые формирования. Нужно быть больше, чем просто конференциями – необходимы ключевые боеготовые способности», – сказал Хагсет по прибытии на встречу с министрами.
Он заявил, что участники прибыли, чтобы «продолжить дело, начатое президентом Трампом» – обеспечить обязательства по оборонным расходам на уровне 5% ВВП в рамках альянса. Он выразил убеждение, что такое согласование должно состояться до саммита в Гааге позднее в этом месяце.
По словам дипломатов, чтобы избежать кризисов на саммите НАТО в Гааге, в штаб-квартире стремятся согласовать все моменты до начала саммита.
«Сегодня особенный день. Обычно мы собираемся в Брюсселе для таких встреч, чтобы вести переговоры, консультироваться, обсуждать и дискутировать. А сегодня-день решений. Это день, когда мы, так сказать, открываем горизонт будущего, день, когда мы, министры обороны НАТО, принимаем решения относительно целей альянса в сфере оборонных возможностей», – сказал министр обороны Германии Борис Писториус.
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте пояснил: главная цель увеличения оборонных расходов – это недопущение нападения на страну-члена альянса. Чтобы этого достичь, НАТО должно максимально усилить свою боеспособность.
Посол Соединенных Штатов при НАТО Мэтью Уитакер, комментируя потребность увеличить оборонные расходы и сроки на достижение такой цели, назвал Россию угрозой для НАТО. При этом ранее дипломаты выдвигали предположение, что США хотят отказаться от такой формулировки.
«Не мы определяем сроки, их определяют угрозы. Россия перегруппируется, восстановится через пять лет, или и быстрее», – считает Уитакер.
Министр национальной обороны Литвы Довиле Шакальене настаивает, что времени на ожидание нет и семь лет на повышение оборонных расходов до 5% от ВВП – это задолго.
«…если мы все доверяем нашей разведке, если мы доверяем военной разведке НАТО, и она говорит, что уже через несколько лет Россия сможет испытать НАТО, что мы тогда будем делать? Будем просить ее подождать, будем просить отсрочить дедлайн?»- спросила чиновница, общаясь с журналистами.
Министр обороны Швеции Пол Йонсон подчеркнул важность использования доступного окна возможностей. По его мнению, в случае прекращения активных боевых действий в Украине угроза со стороны России для альянса возрастет:
«После перемирия или мирного соглашения Россия, конечно, разместит больше сил ближе к нашим границам. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы альянс использовал эти несколько лет – сейчас, когда Россия ограничена в военных возможностях в Украине и вокруг нее. Эти годы, которые стали условными «выходными» из-за войны, мы должны использовать для исторического наращивания наших Вооруженных сил. Я хочу подчеркнуть-это исторический момент для Европы».
Военная помощь Украине традиционно будет учитываться как расходы стран-членов НАТО на оборону, то есть засчитываться при расчете показателя в 5%.
Министры обороны НАТО собрались 5 июня в Брюсселе на последнюю встречу перед ежегодным саммитом альянса, который состоится 24-25 июня в Гааге с участием 32 глав государств и правительств, в частности президента США Дональда Трампа. Главная тема встречи-деньги. Именно в Гааге официально должны согласовать новую целевую отметку расходов на оборону.