Замглавы Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев заявил, что включить дорогостоящую «Спинразу» в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) преждевременно, хотя комиссия при министерстве здравоохранения проголосовала «за». Деньги на это лекарство планировали брать из «налога на богатых», который инициировал Путин.
Лекарство для лечения спинальной мышечной атрофии «Спинраза» — одно из самых дорогих в мире.
«Стоимость лечения на год — 42 миллиона рублей. На каждый последующий год нужно в два раза меньше, а лечиться нужно на протяжении всей жизни», — рассказывала Би-би-си директор фонда «Семьи СМА» Ольга Германенко.
Если этот препарат будет включен в список ЖНВЛП, государство будет обязано предоставлять пациентам его бесплатно в рамках госгарантий по ОМС, если у пациента есть показания.
По словам Германенко, людей со спинально-мышечной атрофией (СМА) около 1000 на всю Россию.
Регионы закупают это лекарство, но для всех его не хватает. Лечение получают только 10% больных в стране, уверяет Германенко.
В январе и феврале 2020 года в России умерло трое детей, которые не дождались инъекций препарата.
Регионы просят правительство финансировать лечение из средств федерального бюджета. Например, недавно такое обращение направила в правительство Мособлдума. В Московской области живут 43 ребенка с диагнозом СМА.
3 августа комиссия минздрава, состоящая из врачей и чиновников нескольких ведомств, рекомендовала «Спинразу» к включению в список жизненно важных. Но ФАС попросила полгода повременить с включением препарата в список. Русская служба Би-би-си отправила в ведомство вопрос и ожидает ответ о том, как можно включить лекарство в ЖНВЛП через полгода, если комиссия проходит раз в год.
Что было на комиссии?
Комиссия минздрава собирается каждый год и рассматривает новые препараты, которые производители предлагают включить в этот список. Врачи объясняют, в чем преимущества новых лекарств перед теми, что уже есть в списке, кому они могут помочь. Также на комиссии обсуждают стоимость лекарств и планы производителей по размещению производства препаратов в России.
Дискуссия по поводу «Спинразы» прошла 3 августа и длилась больше часа. В итоге 11 голосов было отдано за включение препарата в список, а девять — против, написала Германенко в своем «Фейсбуке».
Острее всего стоял вопрос о цене препарата.
По словам представителя компании Biogen (производитель препарата), для России в случае включения в список ЖНВЛП предлагается самая низкая цена по сравнению «с другими странами из референтной корзины» — 5 млн рублей. Сейчас средняя цена на этот препарат в региональных госзакупках, по ее словам, составляет 7,5 млн рублей, цитирует представителя компании «Фармвестник».
Представителя компании спросили, что мешает и без включения в ЖНВЛП продавать препарат по сниженной цене, на что представитель Biogen ответила, что при включении лекарства в список фиксируется не только цена производителя, но и оптовая надбавка.
«Вы хотите сказать, что сейчас делается наценка в 2,5 млн рублей?» — уточнил директор Департамента госрегулирования обращения лекарственных средств минздрава Романов. «Мне надо уточнить, но получается, что так», — ответила она.
Замглавы ФАС Тимофей Нижегородцев на комиссии предлагал подождать, пока в России заработает фонд для финансирования лечения детей с редкими заболеваниями, о создании которого говорил Владимир Путин.
7 августа Нижегородцев по сути повторил то же самое, сказав РИА Новости, что «Спинраза» «невероятно дорогая» и нужно время, чтобы решить, откуда брать деньги».
В комментарии Би-би-си он подчеркнул, что предлагал отложить внесение препарата в список лишь на полгода. «Для того, чтобы предупредить возможность усиления дефицитов региональных бюджетов, выделенных на здравоохранение, очень важно соотнести субъектовые части регистра пациентов с СМА с этими бюджетами», — добавил он.
На комиссии Нижегородцева поддержала директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращений медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина. По ее словам, фонд, который анонсировал Владимир Путин, прежде всего будет оплачивать лекарства, которые не входят в перечни, обеспеченные госгарантиями, вроде ЖНВЛП.
Включение препарата в перечень ЖНВЛП — это только рекомендация комиссии, уточнила Елена Максимкина по результатам голосования. Окончательное решение принимает правительство.
При этом до сих пор постановления правительства по этому вопросу соответствовали рекомендациям комиссии.
Откуда брать деньги?
В России заработает государственный фонд для детей с редкими тяжелыми заболеваниями. Его создание одобрил Владимир Путин. В своем телеобращении он сообщил, что лечение редких заболеваний будет финансироваться из средств «налога на богатых», который будет введен с 1 января.
Подоходный налог для людей с доходами более 5 млн рублей в год вырастет с 13 до 15%. По плану, это должно принести 60 млрд рублей.
С инициативой создания такого фонда выступила в июне Татьяна Голикова. Она предлагала финансировать покупку препаратов от СМА из трех источников: средств регионов, средств федерального бюджета, а также на средства социально-ориентированного бизнеса, которому предлагалось вложиться в создание фонда поддержки детей, страдающих тяжелыми заболеваниями.
Как именно будет работать фонд, пока неизвестно. Согласно постановлению правительства, деньги должны распределяться с участием благотворительных организаций. Они могут быть потрачены в том числе на лечение за рубежом.
Еще один вопрос — это взрослые, страдающие от СМА. Президент говорил о фонде, который будет помогать детям. Но если ребенок вырастет, то не ясно, сможет ли уже взрослый человек рассчитывать на лекарства. При включении в ЖНВЛП препарат будет ему предоставлен.