Бегающие крысы на одной половине экрана, нарезка видеозаписей оппонентов Александра Лукашенко — на другой. Такие кадры были показаны в воскресенье, 21 марта, в эфире программы «Неделя» белорусского государственного «Столичного телевидения» (СТВ), которую ведет Григорий Азарёнок. Ведущий символически вручил «ордена Иуды» тем, кого считает врагами Беларуси. Среди них — лидеры оппозиции Светлана Тихановская и Павел Латушко, бывший дипломат Игорь Лещеня, телеведущие Евгений Перлин, Антон Мартыненко, а также оперная певица Маргарита Левчук. Не требуется юридического образования, чтобы заподозрить в показанных кадрах оскорбление чести и достоинства, а также подстрекательство к насилию.
«Слушайте, это же очень почетно — получить этот орден. Все жду, что мне его передадут, пригласят в республику Беларусь, хотелось бы носить его с гордо поднятой головой тут, у сердца», — смеется Левчук в ответ на вопрос о ее реакции. Певица уверена, что «когда наше государство начинает травить публично», то это делает жертв травли «героями». «Люди сразу понимают: значит, наш человек, если травит государство», — сказала DW Маргарита Левчук, которая публично поддержала мирные протесты в стране, а с осени 2020 года живет в Литве.
Левчук об оскорблениях на ТВ: Обзываться — это низкий уровень
Озабоченности или страха оскорбления в ее адрес по телевидению у нее, по ее словам, не вызвали. «Мне приятно, что я своей, если можно так сказать, политической сатирой так задела их за живое, что они мне уделили шесть минут эфирного времени, и психолога из Чехии взяли, и сравнили меня с Хворостовским. Спасибо большое, столько чести», — иронизирует Левчук.
Еще одна мишень травли гостелевидения Беларуси: Светлана Тихановская
В целом, она считает телевизионный сюжет о себе крайне плохо сделанным. «Обзываться, называть меня проституткой, тлёй или еще кем-то — это очень низкий уровень, не хочется об этом говорить много». Единственный неприятный момент, говорит Маргарита, — то, что пожилые родные и знакомые могли тоже видеть передачу. «Бабушки же верят тому, что говорят по телевизору», — заметила она.
Латушко о белорусской пропаганде: цель — показать несостоятельность оппозиции
На вопрос о реакции на видеосюжет по СТВ бывший министр культуры Павел Латушко сказал, что «уже привык», и что у него «слоновая кожа» к подобным видеоматериалам. Латушко говорит, что «такие пропагандисты, как Азарёнок и Тур, работающие на главных телеканалах страны, преследуют определенные цели — показать несостоятельность белорусской оппозиции», но при этом, по его словам, опросы соцслужб показывают, что рейтинги передач на государственном ТВ очень низкие. Люди не хотят пропаганды, у людей есть другие источники информации», — сказал Латушко в интервью DW.
Бывший министр культуры Беларуси Павел Латушко
Он заметил, что сталкивался с куда более весомым давлением в момент перехода с государственной службы в политическую оппозицию к президенту Беларуси: «Я получал прямые угрозы со стороны Лукашенко, который обещал меня задушить собственными руками в том случае, если я предам его. Он воспринимает всех людей по принципу личной преданности. Его не интересуют преданность интересам государства, общества, белорусского народа», — сказал Латушко в интервью DW.
Будучи за границей, Латушко, по его словам, чувствует себя в «относительной» безопасности. «Какие-то меры предосторожности я предпринимаю, но это никоим образом не сказывается на эффективности моей работы и моей целеустремленности», — сказал он. При этом мириться с травлей по государственному ТВ Павел Латушко не намерен: «У нас нет иного пути и другого выхода, как остановить правовой беспредел и массовые репрессии, которые совершаются в европейской стране в двадцать первом веке, возле границ Евросоюза. У нас нет морального права не бороться за свободу наших коллег».
Лещеня об СТВ: Опус Азаренка — подстрекательство к насилию
«Поморщился, отплевался. Жена сказала, что это — хорошая реклама. С тем пошел спать», — прокомментировал первые впечатления от просмотра СТВ бывший посол Беларуси в Словакии Игорь Лещеня. Он был тем, кто публично отреагировал на оскорбительные видео в свой адрес, высказав предположение, что «опус господина Азаренка можно рассматривать как подстрекательство к насилию над конкретным «предателем», Лещеней».
Бывший дипломат Игорь Лещеня
В отличие от других мишеней шельмования белорусского гостелевидения, Игорь Лещеня остается в Беларуси. «Конечно, в нашей стране никто не может быть уверен в своей безопасности. В этом моя сила, в этом мое преимущество: я принципиально — здесь, как бы мне ни было — удобно или нет, комфортно или нет, с материальной или другой точки зрения. Но в этом и моя слабость», — заметил Лещеня в интервью DW.
С другими видами давления со стороны государства бывший высокопоставленный дипломат и чиновник — в середине 2000-х Лещеня был помощником президента Беларуси — по его собственным словам, не сталкивался. «Угрозы не поступают. Больше бывает приятных моментов, когда люди разных поколений узнают меня в кафе». Тем не менее дипломат вспомнил и несколько случаев, когда, по его словам, «очень известные, влиятельные и относительно независимые от власти люди боялись со мной пить кофе. Они говорили, что солидарны, но не хотим, чтобы с нами было, как с Бабарико (белорусский банкир и политик Виктор Бабарико. — Ред.)».
Несмотря на публичную травлю, жаловаться на свою жизненную ситуацию Лещеня не собирается: «Мне, конечно, не сильно просто, но чего бога гневить: есть люди, у которых намного все хуже и сложнее». Он не склонен переоценивать значение обвинений, звучащих по гостелеканалам: «Азарёнок для меня — не критерий. Это для меня образец не самого умного исполнения пропагандистского заказа». Бояться, по его мнению, следует не травли с экрана, а «каких-то иных действий». «Можно ожидать, но не сильно верится — разве что хозяин дворца (Александр Лукашенко. — Ред.) лично что-то скажет (в мой адрес. — Ред.)», — заметил бывший дипломат.