В Беларуси внесли изменения в Трудовой кодекс. С 30 июня 2021 года у работодателей появятся новые основания для увольнений сотрудников: отсутствие на работе из-за административного ареста, участие или «принуждение» других работников к участию в забастовке, сбор или распространение сведений об организации. Кроме того, бастующего смогут уволить без уведомления или согласия профсоюза. Устанавливается также запрет на проведение забастовок на предприятиях, имеющих опасные производственные объекты. Зачем в Беларуси изменили трудовое законодательство и к чему это приведет?
«В целях защиты нацбезопасности и здоровья населения»
В Минтруда и соцзащиты Беларуси отмечают, что изменения в трудовом законодательстве дополнительно регулируют «привлечение к дисциплинарной ответственности работников, а также их отстранение от работы за противоправные действия». Кроме того, «в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения регулируются вопросы проведения забастовок», — отметили в ведомстве.
Белорусские власти не скрывают, что причиной для внесения изменений в Трудовой кодекс стали протесты после президентских выборов. «Предпосылки для изменений законодательства принес минувший год, когда отдельные работники активно призывали к остановке конвейеров, поставив под удар работу целых предприятий. Ведь некоторые — из разряда особо опасных — например, «Гродно Азот». Безответственность могла обернуться катастрофой», — заявил замминистра труда и соцзащиты Игорь Старовойтов.
Сейчас на предприятиях, имеющих опасные производственные объекты, забастовки будут вовсе запрещены, в целом же основанием для забастовки может быть только решение трудовых споров. «И, конечно же, чтобы забастовка была законной, нужно пройти всю процедуру ее объявления», — добавил Старовойтов.
Изменения в Трудовом кодексе вводят запрет на забастовку
В свою очередь, председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук считает, что изменения в Трудовом кодексе, по сути дела, вводят запрет на забастовку. «И раньше в наших условиях забастовку провести было чрезвычайно сложно, можно сказать невозможно. Поэтому их не было с 1995 года, настолько согласование и прохождение всех процедур было сложным. Теперь за призывы к забастовке следуют санкции, увольнения и даже уголовная ответственность», — отмечает Ярошук.
Юрий Рововой
«Когда я занимался созданием стачечного комитета, то, по сути, я призывал к забастовке, но наказания какого-то серьезного мне за это быть не могло. Для того, чтобы меня уволить, подвели под уголовную статью, — говорит лидер стачкома «Гродно Азот» Юрий Рововой (Ровового в Беларусти обвиняют по ст.200 УК «Насильственное принуждение к стачке», из-за этого он вынужден был уехать из страны. — Ред.). — Теперь с этим можно бороться быстрее. Призываешь к забастовке — мешаешь другим выполнять трудовые обязанности. Просто так можно заблокировать пропуск и не пускать тебя на работу, уволить».
Увольнения за административный арест узаконили
В целом же поправки в законодательстве просто узаконили те процессы, которые и так происходили на белорусских предприятиях после августа 2020 года, считает лидер стачкома: «Например, на «Гродно Азот» работников увольняли за прогул в то время, как они отбывали административный арест. Людям, которые пытались опротестовать свое незаконное увольнение в суде, было отказано».
Александр Ярошук
Для Александра Ярошука изменения также не стали новостью — с августа санкции, прописанные в обновленном Трудовом кодексе, де-факто не раз применялись в отношении работников, проявлявших свою гражданскую позицию. «Неоднократно имели место увольнения за то, что люди отбывали административное наказание, хотя это было незаконно. Формально находили повод в том, что сотрудник совершил прогул. Но теперь обновили законодательную базу и наниматель сможет совершенно законно уволить того, кто попадает на «сутки», — говорит Ярошук.
Собеседник также отмечает, что изменения в Трудовом кодексе отменяют согласование увольнения работников с профсоюзами. Именно благодаря этой норме, прописанной в ряде коллективных договоров, около полугода не могли уволить ушедших в стачку работников «Беларуськалия» — независимый профсоюз просто не давал на это согласия. Все изменения, по мнению Александра Ярошука, критически ограничивают права трудящихся.
Изменения узаконили накануне рассмотрения Беларуси в МКТ
Профсоюзный лидер обращает внимание, что изменения в Трудовой кодекс были приняты 28 мая — за неделю до того, как Международная конференция труда должна была рассмотреть невыполнение Беларусью Конвенции №87 Международной организации труда «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы».
«Я участвовал в этом мероприятии в качестве делегата Международной конфедерации профсоюзов. Рассмотрение Беларуси вызвало огромный резонанс, я не припомню ни одного случая, чтобы такое было при рассмотрении какой-либо страны, которая находится в коротком списке стран-нарушителей прав трудящихся и профсоюзов. Внесение поправок накануне Международной конференции труда — это или провокация, или безрассудство, или и то, и другое. Это еще раз говорит о нигилизме белорусских властей», — отмечает Александр Ярошук.
По его словам, позицию Международной конфедерации профсоюзов по ситуации в Беларуси на заседании поддержало подавляющее большинства выступающих, которые представляли и правительства, и профсоюзы, и трудящихся. Что касается позиции белорусских властей, то ее разделили правительства России, Китая, Кубы, Венесуэлы и некоторых других стран.
В свою очередь, глава Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда (был руководителем инициативной группы Лукашенко на выборах 2020 года. — Ред.) считает претензии МОТ к Беларуси необоснованными. «Как минимум, нелогичными являются некие нарекания на якобы недостаточный уровень социального диалога в стране, которые транслируются в МОТ с подачи тех, кто стремится сегодня подорвать экономику нашей страны, — подчеркнул Орда по итогам конференции. — Подобные оценки — не что иное, как политика двойных стандартов».
Заключение Комитета по нормам будет обнародовано 18 июня, тогда станет известно, будут ли предприняты к белорусским властям нормы ответственности, предусмотренные уставом Международной организации труда.