Командир экипажа Джим Ловелл выбирает кассету для портативного магнитофона. Музыка поддерживала астронавтов в эти нелегкие часы
Современные методы обработки изображения позволили увидеть в новых деталях жизнь на борту американского космического корабля «Аполлон-13» после аварии, 50 лет со дня которой исполняется 13 апреля.
Полвека назад взрыв на борту этого космического корабля поставил под серьезную угрозу жизни трех астронавтов, находившихся на его борту.
Поскольку главной задачей в этой ситуации было выживание, экипажу было, естественно, не до фотографий.
Но специалист в области цифровой обработки снимков Энди Сондерс создал достаточно резкие фотографии, используя 16-миллиметровую кинопленку, на которую были сняты видеокадры довольно низкого качества.
«Аполлон -13» с тремя астронавтами на борту — Джеймсом Артуром Ловеллом, Джоном «Джеком» Леонардом Суайгертом и Фредом Хейзом, должем был стать третьим пилотируемым космическим кораблем, приземлившимся на лунной поверхности.
Однако на пути к Луне случилось непредвиденное. Взрыв в служебном модуле привел к утечке кислорода.
Фред Хейз задремал. Слева — один из кадров кинопленки. Справа — изображение, созданное методом наложения нескольких оригинальных кадров
Суайгерт сообщил о неисправности центру управления полетом. Он произнес знаменитую фразу, ставшую крылатой, хотя часто неправильно цитируемой: «Окей, Хьюстон, у нас тут проблема».
Командный модуль «Апполона-13», созданный для возвращения астронавтов на Землю, пришлось отключить для экони реомисурсов. Экипаж использовал лунный модуль в качестве спасательного.
Лунный модуль был предназначен для двухдневного пребывания на Луне двух астронавтов. Эксперты центра в Хьюстоне (Техас) должны были найти возможность растянуть его ресурсы так, чтобы в нем в течение четырех дней могли выжить три астронавта.
На этом кадре Ловелл и Суайгерт (в центре) явно в хорошем расположении духа
Ловелл, Суайгерт и Хейз облетели Луну и отправились к Земле в холодном и сыром модуле с ограниченным запасом питьевой воды. К счастью, импровизированный план их возвращения сработал, и экипаж благополучно приводнился в Тихом океане.
Несмотря на тяжелую ситуацию, астронавты сняли на кинопленку жизнь в аварийном отсеке. Эти кадры — низкого качества по нынешним стандартам.
Однако они позволили восстановить картину происходившего на корабле после аварии.
На этом снимке хорошо видна панель управления лунного модуля
На созданном из кадров видеопленки панорамном снимке в лунном модуле видно, как командир экипажа Ловелл выбирает магнитофонную кассету с музыкой. Пилот Суайгерт, тем временем, решил вздремнуть..
Другой кадр, названный Сондерсом «Счастливый экипаж», запечатлел Ловелла и Суайгерта в хорошем расположении духа.
«Что поражает в этих кадрах, так это то, насколько спокоен экипаж, учитывая всю опасность ситуации, условия и сложную задачу, которая перед ним стоит, — сказал Би-би-си Сондерс. — Это противоречит их реальному состоянию, поскольку, как мы знаем, в реальности члены экипажа сомневались, что вернутся домой живыми».
Панорамный снимок темного, обесточенного командного модуля
В интервью для документального фильма НАСА об «Аполлоне-13» Фред Хейз вспоминает, как сыро было в командном модуле. Астронавтам приходилось вытирать влагу с панелей оборудования, поскольку они опасались, что она может привести к короткому замыканию и пожару. Это обернулось бы катастрофой.
Создавая из кинокадров низкого качества четкие фотографии, Сондерс руководствовался двумя основными понятиями — сигнал и шум. Сигнал — это часть картинки, которая была нужна, а шум — это ненужная часть изображения. Сондерс решил проблему шума, накладывая кинокадры один на другой.
«Поскольку шум на каждом кадре полностью случаен, накладывая один на другой кадры одной и той же сцены и усредняя уровни каждого совмещенного пикселя, я получил эффект идентификации и снижения шума, при этом сохраняя сам сигнал», — объясняет Сондерс.
Слева направо: Ловелл, Свайгерт и Хейз готовятся к вхождению в земную атмосферу
Этот процесс в итоге увеличивает детальность и качество изображения, превращая его в более похожее на фотографию.
Каждое изображение в итоге состоит из более 20 секций, сшитых в одну картинку, а каждая секция представляет собой наложение нескольких десятков кадров кинопленки.
Другие восстановленные кадры с «Апполона-13» Энди Сондерс опубликовал в «Твиттере»».
***