Одно из лучших занятий на карантине — чтение
В обычной повседневной жизни между работой, друзьями, кино, театром, концертами, футболом, телевизором и интернетом мало у кого из нас остается время на художественную литературу. Сейчас из всего вышеперечисленного у большинства остались только телевизор и интернет. Как член жюри литературной премии «Большая книга», я в последние годы волей-неволей — но чаще всего с большим удовольствием — знакомлюсь с потоком современной русской литературы.
Сейчас, оказавшись взаперти и без дела, самое время — читать. Предлагаю вашему вниманию некоторые из, на мой взгляд, самых достойных опубликованных в последние годы книг современной русской литературы.
Акунин-Чхартишвили. Тетралогия «Аристономия» (2012), «Другой путь» (2015), «Счастливая Россия» (2017), «Трезориум» (2019)
Писатель Григорий Шалвович Чхартишвили предстает перед своими читателями в многочисленных обличьях. Блестящий беллетрист Б. Акунин — автор известнейшей и популярнейшей серии романов о неотразимом «русском Бонде/Холмсе» Эрасте Петровиче Фандорине. Вдумчивый историк Борис Акунин — автор многотомной «Истории Российского государства», скрупулезного исследования многовековой истории России. Есть еще и пара литературных альтер-эго: Анатолий Брусникин и Анна Борисова. Есть статьи, эссе и переводы, подписанные именем Григорий Чхартишвили и отражающие первую профессию писателя — переводчика, литературоведа-япониста.
Мне лично больше всего по душе автор под именем Акунин-Чхартишвили. Гибридное имя — отражение воплощенного в тетралогии гибрида между блестящим языком беллетристики и серьезным содержанием, избавившимся от легковесной авантюрности фандоринских романов и попытавшимся через историю одной семьи и близких им людей проследить глубинные процессы русской революции — с начала XX века вплоть до Второй мировой войны.
Дмитрий Быков. «Икс» (2012), «Июнь» (2017)
Прозаик Дмитрий Быков пал жертвой вездесущей популярности Быкова-публициста, лектора, литературоведа, поэта-сатирика. Его романы известны куда меньше, чем его едкие политические комментарии, увлекательные лекции и броские телевизионные выступления.
А жаль. Они ярко и интересно написаны и не менее остры, чем быковская публицистика. «Икс» смыкается с работой Быкова — историка литературы и публициста: в этом романе он пытается если не разгадать, то во всей полноте и средствами не литературоведения, а художественной прозы представить одну из величайших загадок советской литературы — загадку авторства великого романа «Тихий Дон».
Последний на сегодняшний день быковский роман «Июнь» — щемящее в своей точности и трагичности отображение жизни в сталинском СССР кануна Великой Отечественной войны.
Дмитрий Глуховский «Текст» (2017)
Экранизация Клима Шипенко (2019), несмотря на сценарий самого писателя и многочисленные награды российского кино, не смогла в полной мере передать с пугающей очевидностью представленную в романе новую реальность нашей насмерть повязанной в современных телекоммуникациях жизни.
Призвав себе на помощь безотказную притягательность умело закрученного криминального триллера, Глуховский — первым, насколько я знаю, не только в русской, но и в мировой литературе — поставил вопрос о том, насколько смартфон, небольшой брусок у каждого из нас в кармане, может дать другому человеку полную власть над нашей жизнью и жизнью наших близких.
Мария Степанова «Памяти памяти» (2017)
Известная до публикации этой книги как поэт и редактор интеллектуальных онлайн-проектов Open Space и Colta.ru Мария Степанова взвалила на себя грандиозную и для русской литературы непривычную задачу — создание монументального романа-эссе. «Память памяти» — это и документ, и мемуары, и поток сознания. А еще это попытка воссоздать и осмыслить историю собственной семьи и заодно свой собственный интеллектуальный опыт.
Авторское жанровое определение — романс. Читать растянутый на несколько сот страниц предельно насыщенный, очень личный и лишенный повествовательной занимательности текст непросто. Но чем дальше вчитываешься, тем больше осознаешь, что перед тобой по-настоящему значимая книга. Новое слово в русской литературе, по заслугам отмеченное премией «Большая книга».
Валерий Залотуха «Свечка» (2014)
По моему собственному мнению, «Свечка» — лучшее, что создано в русской литературе последних двух десятилетий. Широкому и читательскому, и критическому успеху книги помешали несколько обстоятельств: огромный, совершенно непривычный для сегодняшнего читателя объем — два тома, 1600 страниц, больше «Войны и мира»; относительная неизвестность автора (на его счету главным образом киносценарии) и неожиданная смерть в возрасте 60 лет спустя два месяца после выхода книги.
«Свечка» — большой (не по объему, а по значимости) русский роман о трудных 90-х. Время было трудное, и книга получилась непростая. Но если вы рискнете вознестись в те выси и погрузиться в тот ад, в который погружает своего героя автор, вы многое поймете и о нашем времени, и России, и о русском человеке.
Шамиль Идиатуллин «Город Брежнев» (2017)
Сегодня многие уже забыли, что короткий период — шесть лет с 1982 по 1988 год — город Набережные Челны назывался город Брежнев. Именно на это время пришлись подростковые годы, отрочество родившегося и выросшего в городе Брежневе писателя и журналиста Шамиля Идиатуллина. Трудно было бы подобрать более точное название для книги, в которой на наших глазах и на удивленных глазах ее главного героя, сверстника автора, рушится привычная счастливая советская жизнь, и начинается что-то новое, неизведанное, пугающее и временами по-настоящему страшное. Переданная с потрясающей точностью в деталях, мелочах позднесоветского быта ностальгия и привлекает, и отталкивает.
Григорий Служитель «Дни Савелия» (2018)
Григорий Служитель (это его настоящая фамилия) — человек театра, актер и режиссер — в своем дебютном романе от первого лица описывает жизнь и похождения коренного москвича по имени Савелий. Особенность Савелия в том, что он — кот, и перед нами предстает вся его короткая, но предельно насыщенная жизнь: детство в любящей семье с матерью и сестрами, уход из дома, смена хозяев, скитания по помойкам, полученные в драке увечья, короткий период спокойной и обеспеченной жизни в кошачьем приюте и даже обретение никогда не ведомого ему отца.
Савелий — кот образованный, с прекрасно поставленной литературной речью, знанием истории, иностранных языков и способный к точному и проницательному наблюдению, к глубоким размышлениям о котах и о людях и даже к философскому обобщению. Все вместе дает удивительную картину современной московской жизни с совершенно иного, непривычного угла зрения.
А еще Савелий способен любить. Счастье полноценной любви рушится от, увы, неизбежной ее горестной утраты. И вся история — поначалу просто занятная — обретает тонкий лиризм и грусть.
Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него» (2016)
Простую бытовую ситуацию — погруженную в обычный зимний грипп обычную екатеринбургскую семью — писатель, не выходя за рамки бытового же языка, постепенно, умело и тонко превращает в настоящую метафизическую фантасмагорию, когда читатель уже не знает — смеяться ему или плакать. Критики усматривают сходство с Гоголем и Мамлеевым. Мне же почему-то вспомнился классический «Иванов» Гребенщикова. Роман удостоен приза критического жюри литературной премии НОС (2017) и премии «Национальный бестселлер» (2018).
Уже в нынешнем, 2020 году, режиссер Кирилл Серебрянников завершил работу над экранизацией, получившей название «Петровы в гриппе». Среди актеров — Чулпан Хаматова и Иван Дорн.
Лев Данилкин «Ленин: Пантократор солнечных пылинок» (2017)
Жизнь Владимира Ильича Ульянова-Ленина описана бесчисленное количество раз, и авторы этих описаний докапывались до самых, казалось бы, мельчайших деталей биографии вождя революции. Проблема огромного большинства, если не всех этих книг, состоит в том, что они идеологизированы — Ленин рассматривается через призму либо обожания и обожествления, либо ненависти и отторжения.
Известный литературный критик Лев Данилкин пытался отрешиться от идеологической сверхзадачи. Он объездил буквально все «ленинские места», воссоздает по документам и воспоминаниям жизнь Ленина-человека — весельчака и остряка, любителя пеших и велосипедных прогулок, человека большой идеи и полного отсутствия принципов. И уже через все это мы видим и Ленина-политика. Поверите ли — захватывающее чтение. Книга — лауреат премии «Большая книга».