Эдвард Сноуден, бывший, а нынче опальный сотрудник американской спецслужбы, 1 августа 2013 г. покинул аэропорт Москвы «Шереметьево», где он вынужден был пребывать с 23 июня. По данным РИА Новости, Сноудену выдано разрешение временно укрыться в России, хотя точное место нахождения Сноудена засекречено в целях обеспечения его безопасности.
Следует напомнить, что Эдвард Сноуден, опубликовав секретные данные об организации слежки спецслужбами США за гражданами многих стран мира при помощи электронной почты и других возможностей сети Интернет, прилетел в Россию и находился в транзитной зоне аэротерминала вследствие отсутствия у него документов для прохождения пограничного контроля.
1 августа Сноудену была выписана справка ФМС России, предоставляющая ему возможность временного убежища на 1 год и позволившая, наконец, покинуть территорию московского аэропорта. Эдварда Сноудена тайно вывезли на такси известный адвокат Анатолий Кучерена и Сара Харрисон, сотрудница WikiLeaks.
Многие понимают, что предоставление убежища – это единственный выход, который был найден, чтобы вызволить экс-сотрудника из транзитной зоны. Отдать Сноудена властям США было, по мнению российской общественности, не совсем корректно; выслать его в третью страну невозможно из-за аннулирования документов беглеца. Но и портить отношения с США власти России тоже не хотят, хотя, по мнению экспертов, маловероятно, что случай со Сноуденом будет способствовать ухудшению российско-американских отношений.
Кирилл Коктыш, доцент МГИМО, считает, что около половины населения Америки разделяют точку зрения и защищают Сноудена. Американцы поддержат Россию, давшую приют беглецу, чего нельзя сказать о властях США, которые хотят вернуть и сурово наказать Сноудена. Поэтому вполне предсказуема реакция Штатов – руководство страны постарается «задвинуть» эту тему «в дальний ящик стола» и как можно дольше ее не поднимать, отмечает Коктыш.
Вот и факты, подтверждающие правильность точки зрения Кирилла Коктыша: корреспонденты ведущих телеканалов мира и популярных газет пытались выяснить мнение президента США о ситуации со Сноуденом, но Обама проигнорировал вопросы журналистов.