Армения и Азербайджан хотят мира, но готовятся к войне. Кто может победить и причем здесь Россия

Обострение на армяно-азербайджанской границе стало самым крупным инцидентом с 2016 года. Однако оно очень мало похоже на полномасштабную войну, которой опасаются в регионе.

Вероятность начала такого конфликта и, тем более, его исход предсказать трудно даже без учета политической воли Еревана и Баку.

С одной стороны, Армения и Азербайджан все последние годы активно закупали новые вооружения и теперь каждая из сторон больше готова к войне.

Но характер потенциального театра боевых действий, готовность каждой стороны к обороне и состав вооружений, по оценкам военных экспертов, настолько осложняют ведение боевых действий, что существующих сил в регионе не хватит для того, чтобы какая-то из сторон смогла добиться успеха.

Столкновения на границе Армении и Азербайджана- эпизод в этническом конфликте, в центре которого стоит территориальный спор о статусе Нагорного Карабаха. В советское время эта территория входила в состав Азербайджанской ССР в статусе автономной области, но была населена преимущественно армянами. Споры о ее принадлежности привели к полномасштабной войне, закончившейся в 1994 году перемирием.

Сейчас территория Нагорного Карабаха и семь прилегающих к ней районов находятся под контролем армянских сил — непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Баку считает эту территорию оккупированной. Ереван официально не признает независимость НКР, но называет себя гарантом ее безопасности, а бюджет и армия республики тесно связаны с Арменией.

Сила против силы

04e8b447931321ea6840ac996e963ce4 Стороны конфликта запаслись серьезным наступательным вооружением. На фото — запуск комплекса «Искандер-М». На вооружение в Армении принят экспортный вариант

Точных данных о вооружении армий Армении и Азербайджана в открытом доступе нет. Численность, количество и номенклатура вооружений и военной техники обе стороны также стараются не разглашать. Ситуацию усугубляет то, что с армянской стороны часть военной техники размещена на территории Нагорного Карабаха, и о ней известно ещё меньше.

После развала СССР и войны в Нагорном Карабахе у Армении и Азербайджана на руках оставались устаревшие вооружения, и боеспособность каждой страны во многом определяли именно закупки, сделанные после нее.

Оценить этот уровень можно было по результатам конфликта в апреле 2016 года, также известного как «четырехдневная война».

В результате этого столкновения армяне в Нагорном Карабахе потеряли контроль над площадью, по разным данным, от 500 до 800 гектаров, но главное — война продемонстрировала превосходство Азербайджана в наступательных вооружениях, которое, правда, не дало возможность азербайджанским войскам взять под контроль значительную территорию.

Ко времени этого конфликта Азербайджан заметно опережал Армению по численности новых вооружений в армии. Причем это касалось не только количественного превосходства, но и качественного.

По данным ЦРУ, в 2014-м году Азербайджан тратил на военные нужды 5,1% ВВП, Армения — 4,29%. В обоих случаях эти цифры росли все предыдущие годы, но соотношение сохранялось — Баку вооружался намного активнее Еревана. Особенно это было заметно в такой важной области как авиация, где у Азербайджана был заметный перевес в боевых самолетах.

Танки и самолеты

По подсчетам Би-би-си, в 2016 году можно было говорить о том, что у Азербайджана было от 314 до 750 танков, у Армении — от 100 до 166; бронемашин у Азербайджана было 1100-1500, у Армении — 140-636; тяжелых артиллерийских систем, соответственно, 240-469 и 150-240. Однако даже такие очень приблизительные оценки могли быть ошибочными, особенно, с учетом вооружений, которые находились в Нагорном Карабахе.

90162b22cc431473f416c3ba0c733321 Среди приобретений Азербайджана — российские танки Т-90

В регистре обычных вооружений ООН говорится, что с 2006 по 2011 год в Азербайджан из Украины было поставлено до 27 истребителей МиГ-29, а из Белоруссии — до 11 штурмовиков Су-25. Данные в регистре указаны из сообщений двух стран — поставщиков и покупателей — и отличаются между собой, в этом материале мы приводим большую цифру.

Там же говорится о поставках 12 украинских ударных вертолетов Ми-24 и поставках в 2013 году 25 неназванных вертолетов из России. Скорее всего речь идет о контракте на поставку 24 ударных Ми-35 — глубоко модернизированной версии Ми-24. Еще 12 неназванных вертолетов были поставлены из России в предыдущие годы.

В армянской части регистра ООН говорится о поставках в 2004 году 10 штурмовиков Су-25 из Словакии и четырех учебно-боевых L-39S из Украины в 2004 и 2010 годах. Поставки военных вертолетов в Армению в регистре ООН не отмечены.

Согласно этому же источнику, на 2016 год Азербайджан закупил 482 танка (122 Т-72 из Беларуси, 48 Т-72, 50 устаревших Т-55 и 100 неназванных из Украины, 162 неназванных из России, но известно, что Москва поставляла Баку новейшую на тот момент версию танка Т-90).

Россия отчиталась о поставках в Армению 35 танков в 2013 году. В 2014-м она поставила один танк — это был приз, выигранный армянским экипажем на соревнованиях по танковому биатлону в Москве.

Согласно регистру, Азербайджан к 2016 году импортировал около 400 бронемашин, Армения — 110; около 900 артиллерийских систем; Армения — 12.

Однако эти данные носят самый приблизительный характер — каждой стране достались вооружения советской армии, которые учесть практически невозможно. Кроме того, Армения размещает часть своих вооружений на территории Нагорного Карабаха.

Так, например, по словам руководителя департамента оборонных исследований Armenian Research & Development Institute Леонида Нерсисяна, сейчас, в 2020 году в Армении и Нагорном Карабахе может быть в сумме от 300 до 400 танков. Из них в Карабахе — около 250.

Догнать Баку

7b122c0e386493a88b60de560aef37cf Эскалацию в июле 2020 года ознаменовала война дронов в небе и информационное противостояние в интернете об успехах в этой войне

Апрельская война изменила отношение Еревана к затратам на вооружение.

Прежде всего, был увеличен объем закупок. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), объем военного импорта Армении с 2014 по 2019 годы — в три с половиной раза больше, чем с 2009 по 2014 годы, при том, что в 2014-2015 годах, по информации института, страна не делала сколько-нибудь серьезных закупок.

Информации за 2020 год в базе данных SIPRI нет, но, судя по сообщениям в прессе, Ереван продолжает активно вооружаться — марте был заключен 40-миллионный контракт с Индией на поставки четырех артиллерийских радаров Swathi Weapon Locating Radar для контрбатарейной борьбы (эффективных в противостоянии, которое происходит вдоль границы с Азербайджаном).

В июне в Армении начал работу завод по лицензионному производству автоматов Калашникова АК-103.

Изменилось не только количество закупок, но и качество. «Армения впервые стала закупать много нового оружия с заводов, а не полагаться только на поставки с хранения вооруженных сил Российской Федерации», — рассказал Леонид Нерсисян.

Это стало возможным благодаря двум крупным кредитам на 100 и 200 млн долларов, которые Еревану предоставила Москва под 3% годовых.

Российское оружие играет ключевую роль в арсенале обеих стран

«Были приобретены системы залпового огня «Смерч», большое количество противотанкового оружия, переносных зенитно-ракетных комплексов, комплекты для модернизации бронетехники, двигатели танковые, средства связи современные в большом количестве, радиостанции «Акведук» и для техники, и для личного состава […] зенитно-ракетные комплексы «Тор М2КМ», ну и разные более мелкие вещи для армии. Из переносных ЗРК Армения «Вербу» (новейший российский ПЗРК 9К333) купила первой, больше никто ее не закупал», — сказал Леонид Нерсисян.

При этом Армения не на кредитные, а на собственные деньги купила в России в 2016 году (поставка произошла уже после войны) дивизион ракетных комплексов «Искандер-Э» и в 2019-м — истребители Су-30СМ. Четыре истребителя уже прибыли в Армению, еще восемь, как ожидается, поступят позднее.

Эти вооружения сильно меняют расклад сил в регионе — 12 новейших тяжелых истребителей Су-30СМ действительно намного более серьезная сила, чем легкие фронтовые МиГ-29.

Правда, в случае с Арменией новые самолеты оказались немного «велики» для небольшого театра — Су-30 с их большой дальностью рассчитаны на более масштабные боевые действия.

Кроме того, обе страны имеют на вооружении дальние и эффективные комплексы противовоздушной обороны С-300, и в случае полномасштабного конфликта армянским самолетам придется зачастую действовать в зоне ПВО, рискуя довольно дорогостоящими машинами.

Однако Армения смогла закупить эти дорогостоящие истребители по очень льготной цене как член ОДКБ, и в боевой авиации между двумя странами после получения остальных восьми самолетов возникнет паритет.

Комплексы «Искандер» — также высокоэффективное оружие даже в экспортном варианте с сокращенной до 280 километров дальностью и сниженными характеристиками. Такие комплексы можно применять против наземных стратегических целей, таких как, например, штабы или позиции зенитно-ракетных комплексов.

Наконец, на территории Армении расположены и российские войска — 102-я российская военная база в Гюмри и аэродром в «Эребуни» под Ереваном, на котором базируются российские истребители.

Кроме того, Армения является членом объединенной системы противовоздушной обороны СНГ и, вероятно, получает информацию с российских радаров. Военные российских и армянских систем ПВО проводят учения по боевому слаживанию.

Баку: прощай, российское оружие?

fc227c8979a9233e44e13fe3637eb613 Азербайджан закупил у России оружия на 5 млрд долларов

На фоне Армении Азербайджан сильно сократил закупки вооружений перед самой войной. Если посмотреть в базе данных SIPRI динамику оружейного импорта за десять лет с 2009 по 2019 годы, то станет видно, что объем ежегодного экспорта начинает резко снижаться в 2015 году и продолжает в последующие годы.

В течение нескольких лет перед войной Азербайджан был одним из главных покупателей российских вооружений, а Россия — самым крупным, основным поставщиком. Общая сумма выполненных контрактов составляет 5 млрд долларов, по официальным данным.

Баку старался купить все самое лучшее — реактивные системы залпового огня «Смерч», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», БМП-3, дивизион самоходных артиллерийских установок «Мста-С», два дивизиона дальнего ЗРК С-300 и несколько комплексов ближнего «Тор-М2Э».

После 2016 года поставки из России резко сократились, и первое место среди поставщиков занял Израиль. Азербайджан закупал в Израиле реактивные системы залпового огня, легкие бронемашины, несколько самоходных гаубиц и беспилотники. Однако общий объем все равно оказался меньше, чем в предыдущие годы.

Азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров объяснил, что этот процесс никак не связан с политикой — Азербайджан просто уже купил все, что ему нужно в России.

«Азербайджану сейчас хватает тех вооружений и техники, которые мы приобрели некоторое время тому назад, и зачем нам тратить лишние деньги на то вооружение, которое сегодня полностью удовлетворяет все потребности азербайджанских вооруженных сил. Азербайджан сегодня направляет средства из государственного бюджета на другие цели — улучшение материально-технического состояния, личный состав и другие нужды», — сказал он Би-би-си.

Война дронов

79377be23376c64d65a5571a3616a41e Беспилотники играют все более заметную роль в противостоянии

Армения сильно проигрывает в количестве и, что очень важно, качестве беспилотных летательных аппаратов. Между тем, дроны обычно очень широко используются в таких конфликтах — для разведки нанесения ударов по отдельным объектам, штабам, укрепленным позициям, складам и так далее.

Главный поставщик тактических беспилотников для армии Азербайджана — Израиль, который считается одним из мировых лидеров в этой области.

Израиль еще до 2016 года поставлял в Азербайджан противотанковые ракетные комплексы Spike-LR и РСЗО Lynx, а также беспилотные летательные аппараты Heron и Searcher.

В июле Азербайджан распространял кадры ударов беспилотников по армянским целям, утверждая, что это военные объекты. «Если мы говорили, что обстреляли военную казарму, мы это показывали, если мы говорили, что обстреляли военную технику, мы это показывали», — заявил Узеир Джафаров.

По словам азербайджанского эксперта, азербайджанские беспилотники позволили избежать жертв среди мирного населения, тогда как в результате армянских ударов погиб один человек.

Леонид Нерсисян, в свою очередь, рассказал, что Армения сделала ставку на производство собственных беспилотников, которые, как признает сам эксперт, по боевым характеристикам отстают от израильских, но при этом намного дешевле.

2c1b83acad678d7e377c02e44eabf63a Ежегодно конфликт уносит жизни военнослужащих с обеих сторон

В ходе июльского инцидента среди жертв с азербайджанской стороны были два офицера из штаба 3-го армейского корпуса — начальник штаба генерал Полад Гашимов и начальника артиллерии корпуса полковник Ильгар Мирзаев.

По словам Нерсисяна, они были убиты в результате удара именно армянского беспилотника-камикадзе, но никаких подтверждений этих данных из независимых источников нет. Азербайджан подтвердил гибель этих офицеров, однако обстоятельства их смерти не раскрыл. Узеир Джафаров рассказал Азербайджанской службе Би-би-си, что Полад Гашимов попал под артобстрел, когда инспектировал военную часть в зоне конфликта.

В любом случае, Армения, как и Азербайджан, публикует в интернете кадры, снятые, как утверждают армянские военные, камерами дронов во время точных ударов по азербайджанским целям, и утверждает, что его беспилотные системы не уступают израильским.

Может ли начаться война?

Нынешнее обострение — не полномасштабная война за территорию противника, а борьба за контроль над стратегической высотой. Правда, в этом районе ни у Баку, ни у Еревана нет территориальных претензий.

Однако, как отмечают военные эксперты, с которыми поговорила Русская служба Би-би-си, Армения и Азербайджан оказались в ситуации, когда военное решение проблемы Нагорного Карабаха невозможно.

По окончании активных боевых действий в Нагорном Карабахе в 1994 году вооруженные формирования непризнанной республики стали активно укреплять оборону. Спустя более двух десятков лет линия противостояния превратилась в эшелонированный оборонительный укрепленный район.

f2a5a553131b9f14acab3a620475b695 Эскперты уверены. что у конфликта нет военного решения

Как полагает главный редактор российского журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, если между Арменией и Азербайджаном начнется полномасштабная война, то она станет очень кровопролитной, и с обеих сторон это понимают.

«Судя по всему, наступать будет Азербайджанская сторона. В любом случае, когда ты ведешь наступление на подготовленную оборону, какое бы у тебя ни было превосходство, все равно потери будут. А с учетом того, что у них нет подавляющего превосходства, чтобы месяцами выбамбливать Армению, чтобы она сама попросила мира, значит придется бросать людей на подготовленные инженерные сооружения. У Азербайджана не настолько большой потенциал, это не США и Ирак», — сказал эксперт.

Другой российский военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский сказал Би-би-си, что, по его мнению, ни одна из армий этих двух стран не обладает достаточной боеспособностью для того, чтобы победить в такой войне.

«Ни по количественному составу, ни по насыщенности вооружениями, ни по уровню подготовки личного состава, командиров штабов частей и соединений. А, учитывая сложность физико-географического театра военных действий, я на сто процентов убежден, что Азербайджан, даже при общем формальном превосходстве по этим компонентам, не способен добиться решающего успеха», — сказал он.

По его словам, в гористой местности очень мало «операционных направлений, на которых можно вести боевые действия в духе традиционной войны с прорывом фронта, развитием успеха в глубину, окружениями группировок противника и так далее».

Как говорит Мураховский, ни одна из сторон не обладает сильной боевой авиацией, но при этом системы ПВО, наоборот, довольно эффективные, так что авиационную поддержку невозможно будет обеспечить ни одной из сторон.

В любом случае, считает эксперт, решать армяно-азербайджанский конфликт можно только политическими средствами.