Эти ученые-археологи впервые встретились несколько лет назад на одной международной конференции. Профессор Томас Тербергер (Thomas Terberger) прибыл из Германии, доктор наук Михаил Жилин — из России. Результатом знакомства стало приглашение приехать в Москву, полученное немецким исследователем от российского коллеги — приглашение, с которого началось сотрудничество, приведшее к революционному археологическому открытию. В беседе с DW Томас Тербергер из Гёттингенского университета рассказал о том, как он с российскими и немецкими учеными исследовал Большого Шигирского идола на Урале, оказавшегося древнейшей деревянной скульптурой на планете.
Находка на торфянике
В 2014 году профессор из Германии Томас Тербергер принимает приглашение сотрудника Института археологии РАН Михаила Жилина и летит в Москву, откуда они вместе отправляются на Урал — для осмотра знаменитого Большого Шигирского идола, хранящегося в Свердловском областном краеведческом музее в Екатеринбурге.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Случайная находка
В 1940 году пещеру Ласко случайно обнаружили четыре подростка в Монтиньяке на юго-западе Франции. После войны ее открыли для посетителей, но в 1963 году снова закрыли из-за опасного роста температуры и влажности. В 1970-е началось создание копии части пещеры, которую открыли в 1983 году. Теперь, в километре от нее, появилась и полная копия.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Один к одному
Красная корова — один из 1963 наскальных рисунков, обнаруженных в пещере Ласко. Пигменты краски этого изображения не утратили своей интенсивности и почти 20 тысяч лет спустя. По мнению археологов, отличить созданные художниками копии рисунков от оригиналов практически невозможно.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Трудный возраст
Древние художники использовали минеральные пигменты — охру, сажу, мергель. Из-за этого сложно установить точный период появления рисунков, отмечают ученые. Для этого они изучили найденные в пещере наконечники для копий из кости и рога, украшенные схожими с наскальными символами. Это позволяет предположить, что изображения на стенах одного с ними возраста — около 20 тысяч лет.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Творческая мастерская
Международный выставочный центр наскальной живописи — так именуют Ласко IV. Копия легендарной пещеры включает в себя не только все обнаруженные в ней наскальные рисунки. В новом комплексе есть и «мастерская», где первобытные шедевры расположены на уровне глаз и хорошо освещены. Для справки: Ласко I называют саму пещеру, Ласко II — копию ее части, а Ласко III — тематическую передвижную выставку.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Многослойная история
Похоже, что в пещере Ласко творили многие поколения доисторических художников. Нередко изображения наносились прямо поверх ранее нарисованных или высеченных рисунков. В «мастерской» они проецируются на стены в хронологическом порядке. Так, под изображением коровы «прячется» целый табун лошадей.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Пещерные невидимки
Дикие лошади несутся по стенам пещеры, резвятся, переходят в галоп. Однако увидеть эту картину можно лишь благодаря современной технике: в пещере-оригинале лошади скрыты под изображением коровы. В Ласко IV отдельные детали этого многослойного рисунка демонстрируют с помощью видеопроекций.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Жан-Пьер Шадель
Историк и археолог Жан-Пьер Шадель (на снимке) — один из экспертов, курировавших создание копии пещеры Ласко. В ней никогда никто не жил, уверен ученый, поскольку там не обнаружено ни следов разведения огня, ни остатков мусора. Возможно, в ней укрывались от снежных буранов. Рисунки же появились в ледниковый период, когда альпийские ледники дошли до сегодняшнего Лиона.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Тайный вход
Длинное серое здание нового Центра наскальной живописи было разработано норвежским архитектурным бюро Snøhetta. С плоской крыши сооружения, удачно вписавшегося в скалистый ландшафт, можно спуститься к спрятанному входу в искусственную пещеру, расположенному на глубине восьми метров.
-
Сикстинская капелла первобытной живописи
Связь времен
«Ничего нового мы не изобрели», — воскликнул великий Пабло Пикассо, полюбовавшись наскальной живописью эпохи палеолита в пещере Ласко. В «галерее воображения» Ласко IV можно проследить многочисленные связи между пещерной живописью и современным искусством. Более того, посетителям предлагается «создать» собственную выставку из древних и современных экспонатов.
Автор: Беттина Капс, Инга Ваннер
Древние люди и искусство
Как показывают результаты археологических исследований, в ледниковую эпоху искусство и культура древних людей достигли своего апогея. Позже, когда на планете наступило потепление и люди вышли из пещер, появились новые формы коммуникации, новые способы выражения идей и социального взаимодействия. Так, в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, а также в качестве основы для живописи и рисунков, стало использоваться дерево. И, согласно предположениям ученых, такие тотемы, как Шигирский идол, устанавливались в ту далекую эпоху как в лесах, так и среди поселений.
Существование этой скульптуры — свидетельство тому, что люди, создавшие ее, обладали навыками обработки древесины и резьбы по дереву. А то, что до наших дней подобных артефактов почти не сохранилось, вовсе не говорит о низком уровне культуры древних людей. Просто произведения искусства из дерева, подобные Шигирскому идолу, не были долговечны.
Источник