Эксперт ООН призывает не допустить экстрадицию Джулиана Ассанжа

Эдвардс, Специальный докладчик по вопросам пыток, обратилась к властям Великобритании с призывом не допустить экстрадицию Ассанжа. В интервью Антону Успенскому из Службы новостей ООН Эдвардс рассказала, что обеспокоена состоянием психического и физического здоровья Ассанжа. Слушания по его последней апелляции должны пройти в Высоком суде Лондона 20-21 февраля.

Ассанжу предъявлено 18 уголовных обвинений в США за его предполагаемую роль в незаконном получении и раскрытии секретных документов, связанных с национальной обороной, включая доказательства, разоблачающие предполагаемые военные преступления. С 2019 года он находится в Великобритании, где в настоящее время содержится в тюрьме Белмарш.

Служба новостей ООН: Почему вас беспокоит возможная экстрадиция Джулиана Ассанжа из Великобритании в США? Каковы основные юридические и правозащитные аргументы против такого решения?

Э. Дж. Эдвардс: Дело Джулиана Ассанжа – это длительная юридическая сага в Соединенном Королевстве, занявшая несколько лет. Моя роль как специального докладчика ООН заключается в том, чтобы высказывать свое мнение всякий раз, когда поступает существенная информация о том, что кого-то могут отправить туда, где ему грозит риск пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.

Соединенное Королевство является участником Конвенции ООН против пыток, а также Европейской конвенции по правам человека. В обоих [документах] есть эквивалентная статья, статья номер три, которая запрещает государствам отправлять людей туда, где они могут столкнуться с такими видами обращения. В случае с Ассанжем, основываясь на материалах, которые мне предоставили, а также на том, что было задокументировано судом, есть три причины, по которым я особенно обеспокоена на данном этапе.

Во-первых, г-н Ассанж – и это хорошо документально подтверждено, а также признано судом и является причиной, по которой его экстрадиция была приостановлена до сегодняшнего дня, – страдает депрессивным расстройством. Любая экстрадиция в Соединенные Штаты, скорее всего, усугубит его заболевание – и существует вполне реальный риск самоубийства.

Вторая причина заключается в том, что г-ну Ассанжу грозит заключение под стражу в Соединенных Штатах в ожидании суда и во время суда. Если его признают виновным, конечно, он также будет наказан тюремным заключением. Соединенные Штаты имеют долгую историю использования изоляции и одиночного заключения, при которых люди содержатся в отдельных камерах без и не имеют возможности общения.

Правила Нельсона Манделы, которые регулируют [стандартные минимальные правила обращения с заключенными], указывают, что 15 дней пребывания в изоляции или одиночном заключении приравниваются к пытке. Таким образом, существует высокая вероятность того, что любая форма изоляции и одиночного заключения окажет непоправимое влияние на психологическое и даже потенциально физическое здоровье Ассанжа.

И третья причина, по которой я считаю, что эта экстрадиция, скорее всего, не будет соответствовать требованиям статьи номер три, заключается в том, что г-ну Ассанжу грозит наказание в виде 175 лет лишения свободы…

Европейский суд по правам человека признал, что крайне несоразмерные наказания – к которым, я считаю, относятся и 175 лет наказания по обвинениям против Ассанжа – являются жестоким обращением в соответствии с международным правом.

Служба новостей ООН: Как человек, который отслеживает развитие событий в деле Ассанжа, не могли бы вы сказать нам, соответствуют ли его нынешние условия содержания соответствующим конвенциям – то, как с ним обращаются сейчас?

Э. Дж. Эдвардс: На этот вопрос я не могу ответить. Мой предшественник посещал г-на Ассанжа в тюрьме строгого режима Белмарш. Я там не была, и прошло несколько лет с тех пор, как состоялся визит официального представителя ООН.

Служба новостей ООН: Каково ваше послание властям Великобритании и была ли какая-либо реакция с их стороны? Есть комментарии по поводу ваших обращений?

Э. Дж. Эдвардс: Я обращаюсь к Великобритании через суды – это процесс, который проходит через суды. Но в конечном итоге госсекретарь должен определить, состоится ли экстрадиция, если суд ее разрешит. Я призываю к принятию какого-то решения по делу Ассанжа. Это последняя его апелляция. На этом его возможности апелляций заканчиваются. Очень важно, чтобы это дело было рассмотрено очень внимательно из-за очень тяжелых последствий для г-на Ассанжа… его здоровья и благополучия. Это мое послание британским властям.

Служба новостей ООН: Считаете ли вы, что экстрадиция г-на Ассанжа может создать опасный прецедент для свободы прессы и журналистики во всем мире и для дел, которые ведутся в отношении разоблачителей и журналистов?

Э. Дж. Эдвардс: Я считаю, что государства должны иметь возможность взаимодействовать дипломатически и вести конфиденциальную переписку между собой. Действительно, международный мир и безопасность зависят от безопасности в этой сфере. Однако права человека требуют прозрачности в случае нарушений или военных преступлений, как утверждается в отношении некоторых обнародованных телеграмм и информации.

В каждый закон, будь то закон о государственной измене или закон о национальной безопасности, должна быть включена защита разоблачителей. На данном этапе в Соединенных Штатах, насколько я понимаю, дело обстоит иначе. Применяемые законы не были обновлены с учетом стандартов прав человека XXI века. И это очень проблематично для всех, кто находится в ситуации, аналогичной ситуации г-на Ассанжа, кто захочет разоблачить информацию о деятельности, которая осуществляется их правительствами или предположительно осуществляется их правительствами.

Фактически, вся международная система работает на основе нашей способности высказывать свое мнение, говорить свободно, раскрывать [информацию] и привлекать правительства к ответственности за потенциальные нарушения. И затем, конечно, должна последовать ответственность.

Итак, мир очень внимательно следит за этим делом. Мне бы хотелось, чтобы Соединенные Штаты и Великобритания пришли к какому-то решению… которое не требует экстрадиции Ассанжа в Соединенные Штаты, учитывая его нынешнее состояние здоровья.

* Специальные докладчики – это независимые эксперты, назначаемые Советом ООН по правам человека. Они работают на добровольной основе и независимы от какого-либо правительства или организации. Они выступают в личном качестве, не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату.