Наемники в киберпространстве – это отнюдь не название модного блокбастера, а реальность нашего времени. Сегодня многие государства нанимают частных подрядчиков, которые оказывают множество разных услуг в виртуальной среде – от организации наступательных операций до разведки и шпионажа.
«Частные субъекты могут привлекаться государствами…для организации наступательных или оборонительных операций и для защиты собственных сетей и объектов инфраструктуры, а также для проведения киберопераций в целях ослабления военного потенциала и возможностей вооруженных сил противника или в целях подрыва целостности территории других государств», – об этом говорится в новом докладе Рабочей группы по вопросу об использовании наемников. Генеральный секретарь ООН направил этот доклад на рассмотрение участников 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Наступательный потенциал фирм, работающих в сфере кибербезопасности, может быть использован, например, для атаки на избирательную инфраструктуру. В числе других инструментов кибернаемников – запуск программ-вредителей и вирусов-вымогателей, шпионаж и подрывная деятельность, которая включает распространение искаженной информации и дезинформации. На практике эти действия чреваты отключением или повреждением важных объектов инфраструктуры, а также поражением или выводом из строя военных оборонительных и других систем.
Классические формы войны между противоборствующими вооруженными силами теперь сопровождаются кибервойной
Авторы доклада отмечают, что рынок наступательных кибертехнологий быстро растет, слабо регулируется и дает возможность получить значительную прибыль. Сегодня многие частные военные и охранные компании создают подразделения кибербезопасности.
«Независимо от своего происхождения, поставщики услуг в области кибербезопасности, как и более традиционные частные военные и охранные компании, работают рука об руку с правительствами государств, становятся неким продолжением государственной власти и поэтому могут считаться структурами, действующими как наемники по поручению других лиц», – подчеркивается в документе.
Его авторы считают, что в последние годы быстрое развитие цифровых технологий сильно изменило характер войны, привело к созданию киберподразделений, интегрированных в официальные вооруженные силы. «Классические формы войны между противоборствующими вооруженными силами теперь сопровождаются кибервойной, в ходе которой киберподразделения действуют в пограничной зоне, разделяющей оборонительные и наступательные операции», – говорится в докладе. Информационная борьба в киберпространстве, по мнению экспертов, становится еще более сложной, когда официальные вооруженные силы передают часть своей кибердеятельности третьей стороне.
Поставщики услуг в области кибербезопасности … работают рука об руку с правительствами
Государства начали использовать частных подрядчиков, поскольку такие операци обходятся им гораздо дешевле по сравнению с обычными военными действиями и дают возможность спрятаться за спиной той или иной частной компании. Использование посредника обеспечивает высокую степень анонимности, которую обеспечивает интернет.
«Рабочая группа с озабоченностью отметила, что некоторые государства скрывают свое участие в злонамеренных кибероперациях, стремятся получить стратегическое военное влияние, уходя от ответственности, предусмотренной международным правом, в том числе за нарушения и злоупотребления, совершенные негосударственными субъектами, завербованными с этой целью», – говорится в выводах доклада.
Его авторы призвали все государства воздерживаться от вербовки, использования, финансирования и обучения наемников в киберпространстве, запрещать такое поведение во внутригосударственном законодательстве и регулировать деятельность частных военных и охранных компаний.
♦