В Европейской комиссии не ожидают, что после того, как по графику профилактические работы на «Северном потоке» должны завершиться, Россия возобновит поставки газа.
Как заявил еврокомиссар из бюджета Йоханнес Ган, «мы работаем, исходя из того, что он не вернется к работе. И в этом случае необходимо принять определенные дополнительные меры».
Вопрос, который еще месяц назад горячо обсуждался в ЕС, — добавлять ли запрет на импорт газа в другие санкции против России выглядит уже неактуальным.
В среду ЕС готовится объявить план сокращения потребления газа, чтобы последствия закрытия газового вентиля Россией были не столь болезненными.
Какие европейские страны пострадают больше всего, если Россия таки перекроет газ? И что с этим делать?
В МВФ уже обнародовали первые расчеты.
Кому будет наиболее больно?
«Прикручивание» газового вентиля Россией уже отражается на европейской экономике – рост замедлился, цены – не только на сами энергоносители, но и большинство товаров и услуг – выросли.
Если газ из России вообще не будет поступать в Европу, цены еще больше возрастут, прогнозируют в МВФ. Но для некоторых стран это будет гораздо ощутимее, чем для других.
Европа уже живет с сокращением поставок российского газа на 60% (по сравнению с июнем 2021 года) – не без сложностей, но пока выручают поставки из альтернативных источников. Преимущественно это сжиженный газ, и страны, у которых есть инфраструктура для импорта такого газа, сейчас имеют более выгодные позиции.
По подсчетам МВФ, Европа справится даже с сокращением на 70% — благодаря тем же альтернативным источникам и сокращению потребление.
Все зависит от того, насколько определенная страна зависит от российского газа и имеет ли доступ к альтернативным маршрутам поставки.
По оценкам экспертов МВФ, в таких странах, как Венгрия, Словакия и Чехия, недостаток в балансе 40% объемов газа может означать замедление экономики вплоть до 6%.
Пострадать может Италия, где высокая зависимость от российского газа накладывается на высокий уровень производства электроэнергии на газ.
Для Германии и Австрии последствия будут тоже серьезными, но не столь жесткими — на уровне 1% ВВП.
В случае с Германией не все так однозначно. Это самая большая экономика Евросоюза, а значит, то, что будет происходить в Германии – замедление экономики, рост цен – обязательно повлияет и на весь континент.
Кроме того, в немецкой экономике есть огромный сегмент промышленности, напрямую зависящий от газа как сырья, а не энергоносителя для выработки электричества и тепла, поэтому простой экономией здесь нельзя ограничиться. Прежде всего, речь идет о химической промышленности.
Однако программа добровольной экономии для бытовых потребителей, которую планирует ввести Германия, может сократить экономические потери на треть, подсчитали в МВФ. А это в свою очередь позволит перенаправить дефицитные газовые ресурсы на промышленность.
Что Европа будет с этим делать?
Самый главный совет от МВФ — сочетать сокращение потребления газа (на 9% меньше начала этого года) с поиском альтернативных источников и поставщиков.
В качестве примера экономии в МВФ называют Италию, правительство которой уже предложило обязательные лимиты на температуру отопления и охлаждения.
Уже сейчас, считают в МВФ, европейским правительствам нужно разработать государственные программы ограничений в снабжении случаем, когда газовый «рацион» все-таки придется уменьшать.
Там также призывают правительства не вводить ограничения на тарифы, а лучше заранее позаботиться о поддержке потребителей, действительно не смогущих оплачивать платежи.
И подумать о том, что можно сделать с так называемыми «узкими местами», из-за которых определенные объемы газа не могут попасть от поставщиков к потребителям.
Отсюда и еще один совет — не пытаться решать эту проблему самостоятельно, а посмотреть, как можно совместно задействовать все имеющиеся интерконнекторы в газовой системе Европы.
«Это момент, когда Европа должна действовать как и во время пандемии — продуманно и солидарно, чтобы ответить на вызовы, с которыми она столкнулась сегодня», — считают авторы исследования МВФ.