В Евросоюзе никак не могут завершить пересмотр своей политики в отношении России. Теперь к этой «стратегической дискуссии» 57640342 присоединился и Европарламент. Вечером во вторник, 14 сентября, евродепутаты на пленарном заседании в Страсбурге провели дебаты об отношениях ЕС-Россия.
ЕС должен различать между россиянами и властями РФ
«Мы хотим иметь хорошие отношения с Россией, но это зависит от России. С Россией, управляемой авторитарным, клептократическим и агрессивным путинским режимом, невозможно иметь хорошие отношения. Сегодняшняя Россия — это наибольшая угроза европейской безопасности», — такой оценкой открыл дебаты постоянный докладчик Европарламента по России литовец Андрюс Кубилюс. Он подготовил доклад, на основании которого евродепутаты планируют принять резолюцию с рекомендациями, как ЕС сделать политику по отношению к России более эффективной.
Андрюс Кубилюс
Кубилюс подчеркнул, что проводит различие между режимом Владимира Путина и российским народом, «первой жертвой этого режима». Но при этом евродепутат высказал оптимизм по поводу будущего РФ: «Мы абсолютно уверены, что в будущем россияне будут жить при демократической системе управления европейского типа».
Может ли Россия стать демократической?
Ряду евродепутатов понравился оптимизм Кубилюса. «Мы стремимся к настолько хорошим отношениям и такому великому сотрудничеству, насколько это возможно, с народом, разделяющим с нами один континент, одну культуру и одну цивилизацию», — говорил французский либерал Бернар Гетта. Он подчеркнул, что «Путин и его режим не вечны».
Бернар Гетта
Другие же евродепутаты были более сдержанны. «Хочу, чтобы все прекрасно понимали: нет оснований для оптимизма касательно того пути, по которому идет нынешний российский режим», — заявила латвийка Сандра Калниете, представившая позицию фракции Европейской народной партии (ЕНП).
Польский социал-демократ Марек Белька хотя и отметил, что поддерживает демократическую Россию, но сейчас, по его мнению, Евросоюзу необходимо укреплять свою оборону, кибербезопасность и быть готовым ввести новые санкции. «Скажем честно, Россия никогда не относилась к ЕС с уважением, а скорее рассматривала его как постмодернистский каприз истории», — добавил Белька.
«Думать, что мы можем изменить и демократизировать российское общество, — иллюзия. Последние три столетия это государство строилось на основании империалистических целей. Одного поколения недостаточно, чтобы обратить вспять этот процесс. Но попробовать нам следует», — заявил другой поляк, Витольд Ващиковский из фракции «Европейских консерваторов и реформистов» (ЕКР).
ЕС уже строит свою политику на различении между режимом Путина и российским обществом, отметила еврокомиссар Ютта Урпилайнен, представлявшая на дебатах главу европейской дипломатии Жозепа Борреля, когда он ушел из сессионного зала. При этом она напомнила: «Демократизация должна начинаться изнутри общества. А роль ЕС — поддерживать независимые СМИ и плюрализм».
Роль Германии в политике ЕС касательно России
Сергей Лагодинский
Евродепутат от «зеленых» из Германии Сергей Лагодинский (Sergey Lagodinsky) заявил, что отношения с РФ являются мерилом способности ЕС проводить свою политику. «Ведь до сих пор Кремлю очень хорошо удается сталкивать нас лбами», — отметил он и привел в пример соглашение Германии и США по газопроводу «Северный поток — 2» — «через голову Украины» — и идею Берлина и Парижа провести саммит с Владимиром Путиным — «через головы европейцев» 58038817. «Постоянно что-то решают через головы других… Но можно же и по-другому. Мы в Берлине должны научиться выводить германские внешнеполитические интересы из европейских интересов», — уверен Лагодинский.
Раскритиковал Германию за поддержку «Северного потока — 2» и евродепутат от правопопулистской фракции «Идентичность и демократия» (ИД) Яак Мадисон из Эстонии. В то же время, он против того, чтобы давать Брюсселю больше полномочий в отношениях с РФ. «Это будет означать, что господин Боррель будет прямо говорить с Россией и представлять 27 государств ЕС. Мы это уже видели несколько месяцев назад, и это был позор», — отметил Мадисон, имея в виду визит Борреля в Москву 56515526.
Кого евродепутаты обвиняют в русофобии?
Именно Мадисон представлял позицию ИД на дебатах по России. Он поддержал часть оценок, представленных в докладе: «Я согласен, что Россия представляет угрозу безопасности соседних стран. Это угроза Украине и Грузии, а также странам Балтии — я из Эстонии, я это знаю».
Другого мнения придерживается его коллега по фракции из Германии Максимилиан Кра (Maximilian Krah). По его словам, доклад Кубилюса «агрессивный по своему тону и содержанию, не оставляет возможностей конструктивного сотрудничества с Россией», а причина этого — «русофобия» большинства в Европарламенте.
В этом с правопопулистом Кра была согласна евродепутат от «левых» из Ирландии Клэр Дейли, назвавшая доклад «ксенофобской тирадой». «Мы должны работать дипломатически с нашими соседями над мирным разрешением разногласий. Может, вы прекратите русофобию?» — негодовала Дейли.
На это отреагировала литовка Раса Юкнявичене из фракции ЕНП: «Самый большой русофоб из всех — это Путин. Он боится россиян. Он боится грядущих выборов (в Госдуму. — Ред.). Именно поэтому он заблаговременно устранил всех возможных конкурентов».
Станет ли Россия сырьевым придатком Китая?
Еще несколько евродепутатов из различных фракций беспокоятся о будущем РФ из-за усиления Китая. «Евросоюз должен настаивать на сотрудничестве с Россией, потому что Россия останется, когда Путина уже не будет. Россия, чье будущее не должно свестись к превращению в сырьевой придаток Китая», — считает испанец Германн Терч из фракции ЕКР.
Поляк Радослав Сикорский из ЕНП посетовал, что Путин не воспользовался шансом модернизировать РФ. «Его интерес — альянс с автократами. Интерес российского народа — в модернизации. Я думаю, что он (Путин. — Ред.) войдет в историю как тот, кто плохо подготовил Россию к вызовам со стороны усиливающегося Китая».
А итальянка Анна Бонфриско из ИД пообещала не прекращать поиски диалога с Россией. По ее словам, цели этого диалога — не только «продвигать мир, справедливость и фундаментальные права», но также и убедить Россию, что «вызовы, исходящие от Китая, более опасны, чем те, которые представляет Запад».