В отношении бывшего премьер – министра и министра внутренних дел Грузии Георгия Гахарии открыли уголовные дела-об этом заявил на пресс-конференции генеральный прокурор страны Георгий Гваракидзе.
По его словам, они касаются ранений протестующих 2019 года и сооружения блокпоста на границе с оккупированной территорией Грузии.
«В частности, речь идет об организации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью более чем двум лицам во время протестной акции у здания парламента, а также о превышении служебных полномочий лицом, занимающим государственную политическую должность», – заявил прокурор.
Гваракидзе также отметил, что Европейский суд по правам человека в 2024 году обязал государство провести следственные действия по разгону акции в «гавриловскую ночь», а также «дал рекомендацию оценить действия лиц, ответственных за планирование и проведение операции».
«В рамках расследования были проведены многочисленные следственные мероприятия, в том числе следственные эксперименты с участием пострадавших, были опрошены сотни свидетелей, проведено более сотни различных экспертиз. В результате этих действий была выявлена вина конкретного лица — Георгия Гахария», — говорит прокурор.
Следствие, по его словам, установило, что 20 июня 2019 года в Тбилиси, на проспекте Руставели, «мирная демонстрация переросла в насильственные действия»:
«Часть протестующих попыталась прорваться к зданию парламента, применяя насилие против сотрудников правоохранительных органов и атакуя их различными предметами. Тогдашний министр внутренних дел Георгий Гахария, игнорируя инструкции и законодательство, отдал сотрудникам Департамента специальных задач приказ использовать специальные средства одновременно и без предупреждения, не предоставив мирным участникам акции возможность покинуть территорию. Тем самым он организовал Умышленное причинение вреда здоровью граждан».
В результате применения спецсредств десятки граждан получили ранения различной степени тяжести. Двое из них потеряли глаза, пятеро получили тяжкий вред здоровью, отмечают в прокуратуре.
Второй эпизод касается событий 24 августа 2019 года-тогда Георгий Гахария, который в то время был министром внутренних дел, секретарем и постоянным членом Совета национальной безопасности, «единолично принял решение о возведении дополнительного полицейского поста вдоль линии оккупации возле села Чорчана», говорит прокурор.
Обвинение утверждает, что это решение Гахария принял без согласования с премьер-министром, без координации со Службой государственной безопасности и без информирования наблюдательной миссии ЕС.
«Этот факт по инициативе и при участии Георгия Гахария был широко освещен в СМИ. Как и ожидалось, эти действия были использованы представителями оккупационного режима как повод для действий против территориальной целостности Грузии. 5 сентября 2019 года незаконные вооруженные формирования де-факто режима Цхинвали заняли высоты на территории, которую контролирует правительство Грузии. Под контроль оккупационных сил попало около 100 га лесного массива. Были незаконные действия, передвижение тяжелой военной техники к населенным пунктам, что создало реальную угрозу вооруженного конфликта», — сказал Гваракидзе.
По словам генпрокурора, под оккупацию попали дома жителей сел Коби и Цнелиси Хашурского муниципалитета. Этими действиями, считает он, Гахария умышленно превысил пределы своих служебных полномочий, что привело к существенному нарушению законных интересов общества и государства
Сам Гахария заявляет, что обустройство поста, наоборот, предотвратило оккупацию значительной территории. В июле из-за этого эпизода заключили экс-министра обороны.
Георгия Гахарию обвиняют по статьям Уголовного кодекса Грузии об» организации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью «и» превышении служебных полномочий», которые предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до 13 лет.
Несколько месяцев назад Гахария, вероятно, опасаясь уголовного преследования, покинул Грузию – сейчас он живет в Германии. В то же время его партия вошла в парламент, а «Грузинская мечта» не требует от Конституционного суда ее запрета-в отличие от трех других крупных партий, лидеры которых либо находятся в тюрьме, либо преследуются по уголовным делам

