На блокчейн возлагают большие надежды, часто несбыточные. Чтобы мечты сбылись, нужен технологический прорыв. Но если этого не произойдет, блокчейн попросту пойдет другим путем, рассказал на форуме Vestifinance основатель и генеральный директор Waves Александр Иванов.
«Блокчейн существует 10 лет. Это уже не новая технология, потому можно сделать выводы и попытаться понять, куда все будет двигаться. Для того чтобы блокчейн стал тем, о чем многие люди мечтают, — глобальной системой, в которую можно записать любые данные, где выполняются любые программы, которые ни от чего не зависят, для этого нужен еще 1 технологический прорыв», — с этой мысли Александр Иванов начал свою лекцию «10 лет с блокчейном: применение в реальном секторе» на форуме Vestifinance. Гендиректор Waves считает, что в ближайшие 10 лет так или иначе будет происходить массовое внедрение блокчейна. На каком уровне оно будет происходить, зависит от того, как будут развиваться технологии.
Структура блокчейна появилась в 91-92 гг., технологию предполагалась использовать для верифицированного хранения документов, напоминает Иванов. Главная часть блокчейна — это сама структура, цепочки данных, где каждый следующий блок данных связан с предыдущим таким образом, что невозможно изменить какой-нибудь старый блок данных без изменения текущего. Вторая существенная часть блокчейн технологии — это алгоритм консенсуса, который позволяет гарантировать сохранность и неизменность данных. Это та часть, которой не хватало до создания первой децентрализованной системы, которой стал биткоин. Новаторство блокчейна — в решении проблемы доверия. В случае централизованных систем базы данных поддерживались и хранились в одном месте. И если сервер исчезает либо хозяин сервера меняет данные на нем, пользователи ничего не могут сделать.Блокчейн показал, что могут быть прозрачные системы, которые не имеют центра, гарантируют сохранность данных, и можно проверить всю цепочку транзакций. Биткоин перевернул восприятие, потому что он создал первую децентрализованную систему. Фактически это некая смена концепций, парадигм развития, когда мы понимаем, что можно делать системы, которые работают по заложенному протоколу и которые ни от кого не зависят.
Александр Иванов:
«Сейчас фактически у нас есть два работающих кейса: можно переводить биткоины и проводить ICO. Пока за этими пределами нет рабочих кейсов. Есть много прототипов, пилотных проектов, в том числе и в России. Все крупные банки работают над развитием блокчейн-технологий, сделаны сотни прототипов».
За блокчейном 1.0, примером которого стал биткоин, последовал блокчейн 2.0. Такой системой стал эфириум(Ethereum), основанный группой людей во главе с Виталием Бутериным. Помимо перевода денег появилась возможность выполнять программы на блокчейне — смарт-контракты. Перевод денег зависит от результата выполнения этой программы. Все могут проверить, что программа выполнилась верно.
У блокчейна, конечно, есть недостатки, рассказывает Александр Иванов. Прежде итого это важность недопущения ошибок в программном коде. Глава Waves рассказал о случае с децентрализованным инвестиционным фондом Dao, когда ошибка в коде помогла злоумышленникам вывести треть баланса проекта, что составляло порядка $70 млн. Вторая проблема – оплата за выполнение смарт-контрактов. Когда вы совершаете транзакции в блокчейне, необходимо уплатить за вычисления. Платеж исчисляется в «газе», а «газ» выплачивается в криптовалюте эфир (ETH). Если плату не вводить, то возможна перегрузка сети.
Если нет необходимого количества «газа», вы не можете выполнить программу. Можно запустить токен, но работающую систему сделать практически невозможно: возникает экономическое ограничение, потому что «газ» весьма дорогой и какие-то сложные вычисления выполнять практически невозможно. К тому же сама вычислительная мощность сети весьма ограничена.
Александр Иванов:
Пример Ethereum не единственный. К примеру, Waves, крупнейшая блокчейн-платформа в СНГ, запускает смарт-контракты, которые не являются тьюринг полными. Они ограничены в своих возможностях таким образом, что они могут сделать процентов 90 того, что можно сделать в Ethereum без введения всяческого «газа», без оплаты за выполнение смарт-контрактов. Существенная часть бизнес-логики может делаться на неполных (тьюринг неполные смарт-контракты – прим. ред.), которые не требуют платы и более безопасны.
Какой следующий этап развития блокчейн-технологии? Ожидается, что блокчейн позволит записывать любые данные, выполнять любые программы, где все стабильно, неизменно, всегда есть, всегда было и всегда будет. Этого еще нет. Существующая система блокчейна не гарантирует сохранности данных. Потому ни одна открытая блокчейн-система не может применяться, например, в госсекторе или в промышленности. «Потому что эти системы не гарантируют необходимый степень безопасности: теоретически данные, записанные в эфириум, Waves, любой иной системе, могут быть изменены», — предупреждает Иванов.
Александр Иванов:
Нужен технологический прорыв, который реализует независимость от произвола какой-либо стороны, заменит социальный консенсус технологическим. Этого пока нет. Все блокчейн-системы пока работают на уровне социального консенсуса, к сожалению. Для того чтобы это изменилось, нам нужен еще 1 прорыв, тогда мы перейдем к блокчейну 3.0. Мы будем создавать настоящие децентрализованные приложения на блокчейне, системы, которые будут выполнять те функции, которые сейчас выполняют, так, нотариусы или судьи. Это некая система, которая объективно работает, которой мы можем доверять и которая заменит какие-то социальные функции технологическим кодом на блокчейне, которому все верят и который могут проверить. Это то, что обещает блокчейн, но чего пока нет по факту.
Если не удастся сделать такие системы в ближайшее десятилетие, большой катастрофы не произойдет, потому что есть возможность объединить преимущества блокчейна с тем, что было до него. Такие решения называют закрытыми блокчейнами. Известными примерами являются Ripple и HyperLedger. В закрытых системах доступ участников контролируется администратором, но внутри они уже контролируют товарищ друга и могут гарантировать, что никто не будет обманывать. Алгоритмы-консенсусы тут нужны, чтобы бороться с неким неправильным использованием сети. Такие системы подойдут для государственных сервисов, крупных бизнесов.
Александр Иванов:
Waves запускает закрытый блокчейн, который должен предоставить большому бизнесу и государственным сервисам возможность получить от блокчейна то, что они хотят: некую транспарентность, дешевизну транзакций, а также контролируемость. Таким образом, даже не получив того идеального мира, который блокчейн обещает, мы сможем резко увеличить уровень прозрачности, степень надежности IT-систем на уровне государства.
Потенциал, заложенный в блокчейне, будет развиваться и находить свое применение так или иначе, уверен спикер. Текущую IT-инфраструктуру можно значительно улучшить уже сейчас на пересечении старых и новых блокчейн-систем, не дожидаясь того момента, когда развитие технологий позволит сделать открытые системы надежными. Даже если в течение 10 лет не произойдет какого-то качественного прорыва, который позволит выйти на новый уровень, промежуточное решение позволит выйти блокчейн-системам за степень ICO и перевода денег.