Галину Волчек за волю, целеустремленность и лидерские качества в театральных кругах называли «железной леди». Ею восхищались, а порой побаивались.
Волчек умерла 26 декабря в Москве, о ее кончине сообщили в «Современнике».
Вся творческая жизнь Волчек прошла в театре «Современник», который она в 1956 году основала вместе с Олегом Ефремовым, Лилией Толмачевой, Евгением Евстигнеевым, Игорем Квашой и Олегом Табаковым, а с 1972 года фактически бессменно возглавляла в качестве главного режиссера и художественного руководителя.
«Современник» был детищем так называемой хрущевской оттепели. Его знаковая роль проявилась уже в том, что театр возник по инициативе молодых энтузиастов, годом раньше окончивших школу-студию МХАТ, хотя без согласия «инстанций», конечно, обойтись не могло.
Попытка создать нечто свое и выразить себя без давления старых авторитетов и традиционного академизма удалась блестяще. Зрители, главным образом интеллигенция и студенты, иногда не расходились до утра, обсуждая спектакли.
Почти 20 лет «Современник» считался театром для передовой публики, пока не уступил место на гребне моды «Таганке» и Ленкому.
Во время кризиса, вызванного переходом Ефремова на пост худрука МХАТа в 1970 году, «Современник» удержали на плаву Волчек и Табаков.
Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Ее отец был оператором-постановщиком фильма «Ленин в Октябре», впоследствии профессором ВГИКа, мать — сценаристом.
По словам Волчек, она с детства не колебалась в выборе профессии, только, в отличие от родителей, предпочла кинематографу театр.
Начала в «Современнике» как актриса, потом много лет одновременно ставила спектакли и выступала на сцене. Последнюю театральную роль — Марты в спектакле по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» — сыграла в 1984 году и всецело сосредоточилась на режиссуре.
Первая же постановка Волчек — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона (1962) — произвела фурор и больше 30 лет не сходила со сцены «Современника».
Галина Волчек поставила 38 пьес, вершинами ее творчества, по мнению театральных критиков, стали «Обыкновенная история» (1966) и «Три товарища» (1999) по романам Гончарова и Ремарка.
С 1987 года она занималась грандиозным проектом — серией документальных телефильмов, в которых рассказывала о знаменитых коллегах — Олеге Ефремове, Михаиле Ульянове, Евгении Евстигнееве, Михаиле Козакове, Валентине Гафте, Елене Яковлевой, Лидии Смирновой, Константине Райкине, Игоре Кваше, Олеге Янковском, Андрее Мягкове, Сергее Гармаше и других.
Галина Волчек внесла вклад в культурное сотрудничество с Соединенными Штатами — была первым советским режиссером, поставившим спектакль в США («Эшелон» Михаила Рощина в Хьюстоне в 1978 году).
В 1996-1997 годах «Современник» показал на Бродвее «Три сестры» и «Вишневый сад» Антона Чехова и «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург.
Это были первые гастроли русской драмы в Америке после поездки МХАТа в 1924 году во главе еще с Константином Станиславским. За них «Современник» получил премию Drama Desk Award, впервые присужденную неамериканскому театру.
Галина Волчек дважды была замужем. В первом браке с актером Евгением Евстигнеевым родился ее единственный сын Денис, ставший кинорежиссером. Оба замужества окончились разводами. Она говорила, что совмещать полную творческую самоотдачу с семейной жизнью невозможно.
У Волчек было хобби — моделирование одежды. Она любила яркие наряды и украшения.
Галина Волчек была Героем Труда России, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», народной артисткой СССР, лауреатом девяти разных премий. В 1995 году избралась в Госдуму по списку партии «Наш дом — Россия», работала в комитете по культуре. В дальнейшем политикой не занималась.
В 2015 году Галина Волчек возобновила в «Современнике» спектакль «Двое на качелях», с которого более полувека назад началась ее режиссерская карьера. Нынешний 64-й сезон «Современник» открыл другой ее знаменитой постановкой — «Три товарища».