Книжная ярмарка на Красной площади: кто разрешил и почему отказываются издательства

В Москве на Красной площади 6 июня начнется книжная ярмарка, которую за три дня смогут посетить до 18 тысяч человек — хотя в столице России по-прежнему действует режим самоизоляции и запрет на массовые мероприятия. Как организаторам удалось получить разрешение и почему некоторые издательства отказались участвовать в фестивале?

Массовые мероприятия в столице власти планируют разрешить «в самую последнюю очередь», говорила 22 мая вице-мэр Москвы Анастасия Ракова. Но уже на следующий день московским издательствам стали поступать письма и звонки с предложением заявлять участников на книжный фестиваль «Красная площадь», который пройдет 6-8 июня.

«Важный и столь долгожданный литературный праздник, приуроченный ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, состоится вопреки всем невзгодам», — заявил председатель оргкомитета по проведению фестиваля, советник президента России по культуре Владимир Толстой, слова которого приведены в пресс-релизе.

«Сейчас же в Москве ряд послаблений с 1 июня уже начался, открывают непродовольственные магазины, большие супермаркеты, то есть скопление людей в торговых точках признано возможным, — сказал Толстой Би-би-си. — Мы посчитали, что книжная ярмарка вполне сопоставима, сравнима, и могут быть определенные допущения и послабления здесь тоже разрешены».

Книжные магазины в Москве также открылись с 1 июня.

Разрешения на проведение книжного фестиваля московские власти не давали, заявил Би-би-си источник в руководстве мэрии: «Оно им и не нужно. Это [Красная площадь] федеральная земля».

На вопрос, кто именно мог выдать такое разрешение, собеседник Би-би-си не ответил. В московском оперативном штабе, которым руководит Ракова, предложили задать все вопросы о фестивале его организаторам.

В Москве по-прежнему действует — и пока нет информации о том, что прекратит действовать 6 июня, — запрет на проведение массовых мероприятий, а также режим прогулок по графику, цифровые пропуска и прочие ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса.

Но Роспотребнадзор, который в числе прочих ведомств следит за соблюдением этих ограничений, тоже не против проведения книжной ярмарки на Красной площади.

«Около тысячи человек одновременно, не больше»

«Чтобы исключить все риски и с целью недопущения распространения инфекции, разработаны серьезные меры безопасности, в числе которых установка тепловизоров на входе, дезинфекция площадок фестиваля, установка санитайзеров и строгий запрет на посещение фестиваля без масок и перчаток», — сообщили Би-би-си в пресс-службе Роспотребнадзора.

В распоряжении Би-би-си также есть рекомендации Роспотребнадзора организаторам фестиваля «Красная площадь»: в них, в частности, предлагается ввести посещение по двухчасовым сеансам — проход будет осуществляться по предварительной регистрации на сайте www.mos.ru. QR-коды с регистрацией будут проверять у посетителей на входе.

Роспотребнадзор также рекомендовал сократить число посетителей за все три дня фестиваля на Красной площади до 18 тысяч человек — при том, что в прошлом году ярмарку посетили около 300 тысяч человек (по данным организаторов). Ведомство также рекомендует заранее протестировать на коронавирус участников фестиваля, не пускать людей старше 65 лет и измерять температуру всем посетителям, следует из документа.

Предполагается, что на ярмарке будет больше 200 торговых мест, часть на улице, часть — в шатрах. Торговые места будут разделены стенками. К прилавкам люди должны подходить по одному. Зрителей на мероприятиях будут рассаживать в шахматном порядке, следует из презентации ярмарки.

Массовое или не массовое?

Мэр Москвы Сергей Собянин запретил проведение в столице любых массовых мероприятий в марте 2020 года и затем несколько раз продлевал его. Сейчас запрет действует до 14 июня. «Запрещается проведение любых досуговых мероприятий с участием граждан в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности на открытом воздухе с любой численностью участников», — объяснял Собянин в своем блоге.

Но организаторы фестиваля настаивают, что «Красную площадь» не стоит называть массовым мероприятием — в том числе потому, что ярмарка пройдет на открытом воздухе.

«Фестиваль не рассматривается как массовое мероприятие в полном понимании слова, — сказали Би-би-си в пресс-службе фестиваля «Красная площадь». — Это открытый воздух, количество людей на площади будет строго ограничено. Около тысячи человек — не больше! — смогут там находиться одномоментно. Если вы запросите информацию у торговых центров — «Леруа Мерлен», «Мой дом» — у них разрешения по количеству людей больше, чем у нас, а размеры магазинов гораздо меньше, чем Красная площадь».

Кто организатор?

Организатором книжной ярмарки на Красной площади традиционно выступает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

Заместитель руководителя агентства Владимир Григорьев в интервью «Новой газете» также сравнивал ярмарку с большими магазинами: «В «Ашане», например, с площадью меньше, чем Красная площадь, единовременно с существующими ограничениями может находиться до 6 тысяч человек».

«Потому что очень важно поддержать литературу и всю книжную индустрию», — ответил Григорьев на вопрос «Новой газеты», почему Роспечать все же решила провести книжную ярмарку в условиях режима самоизоляции.

«Рисковать чужим здоровьем — так себе затея»

Для книжных издательств сообщение о том, что «Красная площадь» все же состоится, стало полной неожиданностью, заявили собеседники Би-би-си в четырех издательствах.

Весной обсуждалось проведение ярмарки в онлайне, но это ни к чему не привело, и все шло к тому, что она, как и другие массовые мероприятия, будет отложена на более поздний срок.

«Сроки, в которые мы готовим участие в этом фестивале, экстремально короткие», — сказала Би-би-си представитель издательства «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова. Для сравнения: в 2019 году заявки на участие издательства подавали до конца марта.

Кроме того, в связи с особым статусом Красной площади личные данные продавцов и даже водителей подаются для проверки в Федеральную службу охраны (ФСО). «Обычно одна процедура согласования паспортов всех, кто будет на стенде, производится за полтора месяца до [ярмарки]», — отметила сотрудница одного из детских издательств.

723adff1e767844bb9282ce74e3ac1f0

Сейчас подготовка ведется в ускоренном темпе: несмотря на то, что «Красная площадь» должна начаться уже в эту субботу, 6 июня, на сайте до сих пор нет программы фестиваля.

По состоянию на 2 июня от участия в «Красной площади» отказались уже более 10 независимых издательств, выяснила Би-би-си.

Для книгоиздателей участие в фестивале на Красной площади бесплатно, благодаря чему он стал очень большим подспорьем для издателей, сказала Би-би-си главный редактор «Лайвбук» Анна Бабяшкина. Тем не менее, издательство от участия с сожалением отказалось из соображений безопасности.

Отказались также издательства «Альпина нон-фикшн», «Новое литературное обозрение», «Синдбад», «Фантом-пресс», Ad Marginem, Individuum, а также детские издательства «Розовый жираф», «Самокат», «Поляндрия», «Белая ворона», «Абрикобукс».

Причина отказа практически во всех случаях — тревога за здоровье сотрудников и посетителей.

«Мы не очень понимаем логику такого раннего фестиваля в условиях по сути продолжающегося карантина, цифровых пропусков и реальной опасности заражения. Мы не хотим звать туда ни своих продавцов, ни авторов», — сказал Би-би-си главный редактор издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов.

«Пандемия не закончилась, а рисковать чужим здоровьем — так себе затея», — сказал Би-би-си Феликс Сандалов, главный редактор Individuum.

«Мы не участвуем со своим стендом на Красной площади, потому что нам наши сотрудники дороже, чем некая фантомная прибыль», — объяснила пиар-директор издательства «Самокат» Мария Орлова.

«Это риск для сотрудников, которые у нас давно на самоизоляции», — сказала главный редактор «НЛО» Ирина Прохорова и предположила, что с учетом текущих ограничений коммерческая выгода для участников может оказаться близкой к нулю.

Глава издательства Ad Marginem Александр Иванов также считает сомнительным коммерческий успех мероприятия: «Это бессмысленно, все еще не вышли из карантина, народу будет мало, все выглядит как чисто техническая ярмарка».

По мнению Иванова, в проведении фестиваля могут быть заинтересованы чиновники из Роспечати.

«У них есть бюджетная строка на этот фестиваль. И как обычно, мне кажется, принято среди бюрократических процедур: если вы не исполняете бюджетную строку, то на следующий год этот бюджет могут секвестировать. Поэтому решили сделать Potemkin Village. Ну ок, я, в принципе, людей понимаю», — сказал он.

В пресс-службе Роспечати отказались комментировать это предположение.

e6b7ee945a562f2e294b355002f06d0b

Во вторник 2 июня на сайте сhange.org появилась петиция к Роспечати c призывом перенести ярмарку на конец августа-начало сентября.

«Мы действительно ценим этот фестиваль, ждем возможности снова встретиться с читателями, издателями и любимыми авторами, — сказано в обращении. — Проведение фестиваля «Красная площадь» с 6 по 8 июня нельзя назвать эффективным ни с точки зрения поддержки издателей, ни с точки зрения поддержки читательского интереса. Проводить фестиваль опасно в условиях, когда пандемия еще не окончена, а в столице продолжает действовать режим самоизоляции».

Но в фестивале точно будет участвовать гигант книжного рынка — издательская группа «Эксмо-АСТ».

По словам Екатерины Кожановой из «Эксмо-АСТ», фестиваль «Красная площадь» — главный информационный повод в году и возможность «подсветить выход новинок», которые во время карантина вышли в электронном виде и сейчас появляются в бумаге — например, «Заветы» Маргарет Этвуд (продолжение «Рассказов служанки»), романы Анны Тодд и Пола Остера.

Издательская группа воспринимает фестиваль как «хороший опыт с точки зрения того, как вообще теперь организовывать книжные события — все равно мы теперь будем существовать в условиях ограничений, и фестиваль позволит понять, как работать в оффлайне с нашим читателем», добавила Кожанова.

Это важно, так как книжный бизнес в России очень зависит от оффлайн-потребления, считает она: «Когда книжные магазины были закрыты, в среднем на 70% снизился оборот издательской отрасли. Опыт, который мы получим на фестивале, поможет нам дальше организовывать и встречи авторов в книжных, и другие мероприятия, которые мы планировали на лето и осень».

Пока на фестивале запланированы очные выступления писателей Андрея Рубанова, Дмитрия Воденникова, Захара Прилепина, Андрея Геласимова, журналиста Игоря Прокопенко с книгой о коронавирусе. Обсуждается читка пьесы Евгения Водолазкина «Сестра четырех» с участием актрисы Алисы Хазановой.

На фестивале также будет онлайн-программа, а часть отказавшихся от участия издательств договорились, что их новинки в любом случае будут продаваться на стендах крупных книжных магазинов, в частности, «Москва» и «Московский дом книги».

При участии Светланы Рейтер