Бои в Йемене вспыхнули с новой силой 11 мая
Человечество борется с общим врагом — коронавирусом, поэтому все войны нужно поставить на паузу, увещевал в конце марта генсек ООН. Мир не внял его призывам и продолжил воевать, за исключением пары конфликтов. Почему?
В прошлом масштабные эпидемии действовали на человечество скорее примирительно: бубонная чума в XIV веке заставила французов и англичан зачехлить оружие в Столетней войне и объявить перемирие, эпидемия «испанки» сто лет назад настолько потрепала силы противников, что, вероятно, ускорила окончание Первой мировой.
Сегодня пушки не замолчали. Не помогли ни призывы главы ООН, просившего отправить войну в карантин, ни слова папы Римского о солидарности и сплоченности, ни увещевания гуманитарных организаций вспомнить о самых уязвимых перед двойной опасностью войны и вируса.
За два месяца пандемии беженцами стали полмиллиона человек.
«Пока люди умирают и бегут от войны, члены Совбеза ООН ссорятся, как дети в песочнице. Сейчас не время для детсадовских игр», — возмущается глава Норвежского совета по делам беженцев Ян Эгеланн.
Совбез ООН не смог принять резолюцию о глобальном перемирии из-за противоречий между его постоянными участниками: пятью ведущими ядерными державами.
Первый вариант документа заблокировали США из-за упоминания в тексте Всемирной организации здравоохранения, которую американские власти последнее время критикуют за связи с Китаем. Вторая резолюция, уже без упоминания ВОЗ и с уточнением сроков перемирия (на 90 дней), пока ждет своей участи.
Мирное население оказывается под двойным грузом войны и вируса
Если крупные мировые державы не могут сплотиться вокруг призыва прекратить огонь, не стоит этого ждать и от воюющих по несколько лет стран и террористических группировок, говорят эксперты.
Момент для решительных действий был упущен.
Пока дипломаты спорили, окно возможностей для достижения перемирия захлопнулось, комментирует ситуацию представитель ООН в Международной кризисной группе Ричард Гоуан.
Там, где идет война, коронавирус смертельнее: больницы разрушены или работают на пределе, врачам международных миссий не добраться до больных. Страдают и здоровые: пока политики бездействуют, люди голодают, предупредила Всемирная продовольственная программа ООН.
Уже сейчас на грани голодной смерти находится более миллиона человек в десяти странах, при самом худшем сценарии голод поразит три десятка стран, сказал глава организации Дэвид Бизли.
По оценкам Международного валютного фонда, от пандемии и ее последствий особенно пострадают именно страны, ослабленные конфликтами.
В целом, по прогнозам МВФ, экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки сократятся на 7% в этом году, после прошлогоднего роста в 2,6%. Доходы серьезно упадут, иссякнут денежные переводы — а для многих это единственная возможность выжить.
Бедность облегчит террористическим группировкам рекрутинг, в первую очередь за счет неустроенной молодежи, опасаются американские исследователи.
До сих пор еще воюют?
Из двух сотен стран в мире вооруженными конфликтами сейчас охвачены от 33 до 43 — в зависимости от того, кто и как считает. В большинстве случаев никто мириться не собирается.
Неправительственная организация «Программа по сбору сведений в зонах вооруженных конфликтов» (Acled) насчитала 43, Международный институт стратегических исследований в своем последнем исследовании называет цифру 33.
С начала пандемии беженцами стали полмиллиона человек
Войны в последние годы видоизменились, пишут авторы свежего доклада Международного института стратегических исследований IISS.
Вести переговоры о мире гораздо сложнее, когда в войне задействовано сразу несколько держав, или когда участвуют не страны с понятным силовым аппаратом, а негосударственные игроки — повстанцы, боевики, наемники, террористические сети, криминальные организации.
Поэтому не мудрено, что 60% всех войн в мире, по данным IISS, длятся по меньшей мере 10 лет.
На призыв генсека ООН к миру из 43 конфликтующих стран отреагировали лишь 10, но только в двух случаях бои и вправду прекратились, подсчитала Acled.
«В 31 стране участники боев не только проигнорировали призывы к глобальному перемирию, но во многих случаях — Ираке, Мексике, Мозамбике и Бразилии — активизировали действия, — говорится в докладе Acled — В целом призыв к глобальному перемирию ожидаемых плодов не принес».
От группировок до государств
Зарыть топор войны на время согласились несколько воюющих группировок в разных странах мира, но почти во всех случаях инициатива или была кратковременной, или не была поддержана другой стороной, а значит настоящего перемирия достигнуто не было.
Многие группировки, напротив, воспользовались затишьем во время вируса, чтобы укрепить позиции, а не сложить оружие, говорит глава Европейского института мира Майкл Китинг.
«В первую очередь они думают о том, как эпидемия может им помочь. Если и есть какой-то тренд, он скорее в том, что группировки пытаются с помощью Covid-19 легитимизировать и ускорить то, что они и так бы делали», — цитирует эксперта Financial Times.
Радикальная группировка «Аль-Шабаб» в Сомали, например, обвинила христиан в распространении коронавируса, а саму болезнь назвала божественным наказанием за плохое отношение к мусульманам и джихадистам.
Вести переговоры о мире все сложнее, когда в конфликте участвует более одной группировки
«Талибан» (запрещен в России) в Афганистане воспользовался ситуацией, чтобы вызволить из тюрем своих боевиков.
Джихадистская группировка «Исламское государство» (запрещена в России) окрестила коронавирус солдатом Аллаха против западного мира.
Исламистская радикальная группировка «Боко Харам» совершила несколько кровопролитных вылазок в регионе Сахельской пятерки (Чад, Мали, Нигер, Мавритания и Буркина-Фасо).
Как пишут американские ученые Ниша Беллинджер и Кайл Каттелман, коронавирус сделает бедные страны еще беднее, что облегчит террористам вербовку.
«Боко Харам» давно и с успехом вербует молодежь из бедных семей, помощь в обмен на лояльность обещают и пакистанские террористические группировки «Лашкар-е Тайба» (запрещена в России) и «Джаиш-е-Мухаммад», добивающиеся отделения Кашмира от Индии.
ИГ воспользовалась тем, что мир занят битвой с вирусом и на время забыл о других фронтах. За последний месяц она совершила несколько нападений в Сирии и Ираке, подтвердив опасения о возрождении радикальной группировки в регионе.
Как говорит специалист Washington Institute Аарон Зелин, «спящие ячейки» группировки действовали, даже когда США объявили о полной победе над ИГ, но в последние месяцы джихадисты активизировались в Ираке и на севере Сирии и вербуют недовольных режимом сирийского президента Башара Асада.
За время Рамадана в Ираке было совершено около 300 нападений, жертвами которых стали более 400 человек.
Неустроенная молодежь в бедных, охваченных конфликтами странах — легкая нажива для террористических группировок
Различные ответвления ИГ взяли на себя ответственность за нападения в Сирии, Египте, Нигерии, Нигере, Конго и Мозамбике.
Кто объявлял перемирие, и чем это заканчивалось: