Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) должен это, вообще-то, знать лучше других. Федеральному президенту, когда он еще был министром иностранных дел, часто приходилось сталкиваться с тем, какую боль на востоке Европы до сих пор причиняют плохо залеченные раны XX века.
Тем более непонятен промах, который он допустил, связав аргументы в пользу «Северного потока — 2» с памятью о нападении Германии на Советский Союз и о более двадцати миллионов жертв его населения.
Райнхард Фезер
Кремль проводит историческую политику, которая базируется на советских мифах. Он придерживается позиции, что все жертвы войны на истребление, которую вели нацисты, и все героические подвиги в борьбе против гитлеровской Германии приходятся на Россию. В то же время Москва порочит украинцев, а когда возникает политическая необходимость — и других восточных европейцев, обвиняя их в сотрудничестве с нацистами.
Однако на самом деле большинство преступлений немцев в войне против Советского Союза было совершено на территории Украины и Беларуси. Это не уменьшает тех ужасов, которые испытали русские, но это показывает, что об ужасах того времени следует говорить не только в отношении России. Если следовать логике Штайнмайера, то и, напротив, историческую ответственность Германии по отношению к Украине также можно использовать в качестве аргумента против «Северного потока — 2». Но и от этого также лучше бы воздержаться.
Автор: Райнхард Фезер, обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung
Без права переиздания. © Frankfurter Allgemeine Zeitung GmbH, Франкфурт-на-Майне.
Сайт газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.