Родные Замы Чилизы сидят в траурном молчании. Огонек свечи бросает отблески на их неподвижные фигуры. Одежда покойной — белая юбка и топ — разложены на матрасе на полу. Свеча, символизирующая душу покойной, стоит там, где должна была бы быть голова. Пока тело не предадут земле, свечи будут гореть день и ночь. Так велит обычай.
38-летняя женщина пропала 6 июля. Последний раз ее видели идущей в местный супермаркет «Боксер». Предпринятые полицией розыски ничего не дали.
«Мы чувствовали беду. День проходил за днем, и надежда на то, что она вернется домой, становилась все призрачней», — говорит родственник Замы Мусаваке Хамбуле.
Худшие опасения оправдались 11 августа. Местная женщина, собиравшая хворост на заброшенном поле, где прежде выращивали сахарный тростник, наткнулась на останки Замы Чилизы.
Зама стала четвертой женщиной в Мтвалуме, убитой с апреля этого года. Жертвам, чьи тела нашли в укромных местах, было от 16 до 38 лет.
Жителей этого тихого местечка, расположенного в 90 километрах к югу от города Дурбан в провинции Квазулу-Натал и известного своими тростниковыми фермами, охватил ужас, пишет корреспондент Би-би-си Кайла Херманссен.
Добавили в статистику
Несколько шагов вглубь леса — и мы оказываемся у подножия дерева, где нашли труп. Огромные листья, которыми его второпях прикрыли, по-прежнему на месте.
Власти признают, что все пять убийств, вероятно, совершены одним человеком или группой
«Тело уже разлагалось, но при ней нашли удостоверение личности», — вспоминает Мусаваке Хамбуле.
Он говорит, что покойная была женщиной скромной и тихой, хоть иногда и дерзкой. Больше всего на свете она думала о своей 15-летней дочке. Она не относилась к людям, легко попадающим в неприятные истории.
«Она любила свою семью и особенно ребенка — настолько, что не хотела с ней расставаться ни на минуту», — рассказывает Мусаваке Хамбуле.
В семье слышали, что в окрестностях находят тела убитых женщин, но никогда не предполагали, что этот ужас может коснуться их самих.
«Мы слышали о кошмарных убийствах, говорили о них с Замой и строили разные версии. Когда она пропала, мы, конечно, заволновались. И вот пришел день, когда нам сказали, что она прибавилась к статистике», — говорит Мусаваке Хамбуле.
Серийный убийца?
Уровень преступности в ЮАР высок. В прошлом году президент Сирил Рамафоза назвал свою страну одним из самых опасных мест для женщины.
В последние месяцы количество совершаемых преступлений снизилось из-за карантина в связи с Covid-19. Убийства в Мтвалуме выбиваются из этого ряда.
Сиябонга Газа говорит, что три тела были найдены на его ферме
После обнаружения останков Замы Чилизы полицейские с ищейками прочесали всю округу, и на следующий день нашли еще один полуразложившийся расчлененный женский труп.
Все пять тел были спрятаны недалеко друг от друга, три на территории фермы, принадлежащей местному жителю по имени Сиябонга Газа, и два на ферме его соседа.
Место огорожено полицейской лентой, там установили деревянный крест. Кто-то принес цветы. Женщины приходят туда молиться, и звуки их траурного пения уносит ветер.
Власти не сообщают, были ли жертвы перед смертью изнасилованы. Зато не скрывают подозрений, что все пять убийств совершены одним человеком или группой.
«Пусть гниют!»
Местные жители уверены, что в их краях разгуливает на свободе серийный убийца. Полиция оказалась под сильнейшим нажимом.
Тело пятой жертвы, которую еще предстоит опознать, было найдено 12 августа.
14 августа стражи порядка задержали для допроса двоих подозреваемых.
17 августа возле здания суда в Мзумбе собралась толпа, желающая поглядеть на них. «Не отпускать под залог, пусть гниют в тюрьме!» — скандировали они. Те же слова были написаны на принесенных плакатах.
Местные жители продолжают молиться за упокой погибших
Людей становилось все больше, а скандирование все громче. Тут разнеслась весть, что один из подозреваемых якобы покончил с собой в камере, а другой должен быть освобожден за недостаточностью улик. Это крайне разгневало толпу.
В сопровождении кортежа с сиренами успокаивать людей приехал министр полиции ЮАР генерал Беки Селе.
Он заявил, что самоубийца сознался во всех преступлениях.
Слова министра не удовлетворили собравшихся — особенно высказанное им предположение, что жертв на самом деле может быть больше, что могут быть обнаружены новые трупы.
Многие местные жители уверены, что убийца действовал не один.
«Понятно, что он убил их где-то в другом месте и спрятал на ферме. Тело далеко не унести, нужна машина. У подозреваемого, наложившего на себя руки, машины не было. Значит, кто-то ему помогал перевозить трупы? Они должны ответить», — рассуждает Сиябонга Газа.
«Я боюсь!»
У входа в супермаркет «Боксер» женщины делятся своими страхами. Уверения властей в безопасности их явно не успокоили.
«Я боюсь, я в постоянном страхе», — жалуется одна.
«Я долго раздумывала, прежде чем выйти из дома. А вдруг окажешься следующей жертвой?!» — говорит другая.
Чтобы успокоить людей, власти прислали в Мтвалуме передвижной пост
В районе с населением 160 тыс. человек нет ни одного стационарного полицейского участка. Ближайший находится в 20 минутах езды в Гиббердене.
Чтобы успокоить людей, власти прислали в Мтвалуме передвижной пост.
Заму Чилизу похоронили в минувшую субботу.
Свечу задули — в знак того, что ее душа упокоилась с миром и воссоединилась с предками.
В душах ее родных и всех жителей Мтвалуме покоя нет. Они уверены, что соучастники преступлений на свободе. Они боятся за себя и жаждут правосудия.