Под видом борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма новый закон в Никарагуа еще больше ограничивает деятельность гражданского общества, что противоречит «обязательствам страны в области прав человека», заявила в понедельник пресс-секретарь Управления Верховного комиссара по правам человека Лиз Тросселл.
Новый закон усложняет регистрацию неправительственных организаций (НПО), требует получения одобрения правительства на их деятельность и налагает новые ограничения на отчетность, включая подробное раскрытие источников финансирования, детальное описание проектов и перечисление бенефициаров. Кроме того, закон запрещает НПО заниматься политической агитацией и партийной политикой без четкого определения того, что подразумевается под такой деятельностью.
Новый закон также вводит максимальную 25-процентную долю иностранных «членов» в НПО, тем самым ограничивая свободу выражения мнений и свободу ассоциаций иностранных граждан, проживающих в Никарагуа.
«Мы опасаемся, что все эти ограничения ограничат свободу выражения мнений и ассоциаций любой организации, которая может попытаться критиковать правительство», – добавила Лиз Тросселл.
Закон вступил в силу через неделю после того, как Национальное собрание проголосовало за лишение 50 организаций гражданского общества правового статуса за якобы несоблюдение различных положений законодательства.
С 2018 года в Никарагуа было закрыто не менее 209 организаций, из них около 137 в этом году. В их число входят ведущие правозащитные НПО страны, в том числе занимающиеся правами женщин и коренных народов, организации, работающие в сфере образования и развития и медицинские ассоциации. По меньшей мере 12 университетов также лишились статуса юридического лица и в настоящее время находятся под контролем правительства.
В Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека рекомендовали никарагуанским властям прекратить необоснованное закрытие НПО и восстановить правовой статус всех организаций, политических партий и средств массовой информации, которые были закрыты. «Мы призываем власти вернуть все активы, документы и оборудование, которые были необоснованно изъяты», – сказала пресс-секретарь.
♦