От Древнего Египта до Тейлор Свифт. Как возник стереотип об одинокой кошатнице

Реплика кандидата в вице-президенты США вызвала шквал критики и обсуждений как в США, так и за их пределами. BBC решила исследовать исторические связи между женщинами и их кошачьими друзьями.

Ни одно другое животное не повлияло на определение женской сексуальности с точки зрения мужчин в западной культуре так, как кошки. Сексуально обольстительных женщин называют «сексуальными кошечками»; женщины соблазнительно «мурлыкают», и их красивую внешность часто называют «кошачьей».

Однако стереотип «сексуальной кошки» имеет и полную противоположность — десексуализированный образ «кошатницы», одинокой женщины, живущей с котами. Комментарии, сделанные Джей Ди Венсом в 2021 году, которые начали активно обсуждать во время этой предвыборной кампании, свидетельствуют о том, что стереотип «кошатницы» до сих пор пользуется большой популярностью. Но как он возник?

Стереотипный образ кошатницы – это пожилая женщина, не имеющая мужчины и живущая одна. Чаще ее изображают как одинокую в очках и большом свитере, у которой есть хотя бы одна кошка, а лучше — несколько. Также этот термин часто используют в адрес лесбиянок.

Как рассказывает ВВС Элис Меддикотт, автор книги «Женщины с котами: исследование кошачьей дружбы и укоренившихся предрассудков» (Cat Women: An Exploration of Feline Friendships and lingering Superstitions), исторические связи между котами и женщинами уходят в далекое прошлое, и обычно сопровождаются устойчивой дихотомией между гиперсексуальным и асексуальным. >Автор фото, Getty Images

Героиню «Рассказы Батской ткали» Джеффри Чосера, например, назвали кошкой, «чтобы обидеть ее и предположить, что у нее беспорядочные половые связи – она «издавала кошачьи крики», говорит Меддикотт. Другими словами, «быть «кошатницей» — это десексуализация, но эту же кошку также могут использовать как оскорбление, имея в виду распущенность и сладострастие». более распространенными.

В Древнем Египте, где кошек одомашнили почти 10 000 лет назад, богиня-полукошка-получеловек Бастет была покровительницей домашнего хозяйства, плодородия и деторождение. Она защищала дом от злых духов и болезней, и, как и большинство египетских божеств, она играла роль в загробной жизни как проводница и помощница для умерших.

В греко-римские времена интерпретациями Бастет стали Артемида (Греция) и Диана (Рим), причем их связь с котами все еще была заметна, хотя и в меньшей степени. В частности, Диана превращалась в кошку (об этом говорится в «Метаморфозах» Овидия, когда римские боги бежали в Египет).

В Европе, возможно, самый яркий пример присутствует в скандинавской мифологии: Фрея, богиня плодородия, любви и удачи, ехала на колеснице, которую везли два кота.

В древнем Китае за борьбу с вредителями и плодородие отвечала богиня-кошка Ли Шоу.

Итак, когда связь между женщинами и котами – особенно на Западе – получила более негативные и противоречивые коннотации?

Истоки связи женщин с котами

Ответ , кажется, кроется в христианстве.

«Фактически женщин и кошек в унисон ассоциировали с дохристианскими богинями», — говорит Меддикотт и добавляет, что церковь их не очень одобряла, и это могло стать причиной некоторых подозрений, которые позже взорвались в виде охоты на ведьм. .

В своей книге «Кот и человеческое воображение» (The Cat and the Human Imagination) Кэтрин М. Роджерс пишет, что в средние века римско-католическая церковь рассматривала одиноких женщин так же, как и кошек, которые рыскают в одиночестве. Еще позже, чтобы искоренить из Европы нехристианские верования, всех нехристианских божеств заклеймили как злых, а кошек объявили прислужниками сатаны. В 1233 году Папа Григорий издал Vox in Rama, очертил «проблему» Европы с нехристианскими религиями, обвинив их в причастности к сатанинским культам, одновременно подробно описывая ритуалы этих культов.

Согласно книге Дональда В. Энгельса «Классические кошки: взлет и падение священного кота» (Classical Cats: Rise and Fall of the Sacred Cat), этот папский указ дал «божественную санкцию на истребление кошек, особенно черных, и истребление их владелиц».

Когда Агнес Вотергаус казнили на первом в Англии суде над ведьмами в 1566 году, она призналась, что ее «фамильяром» — сверхъестественным духом, который был спутником ведьмы — был кот по имени Сатан (Сатана), которого позже превратили в лягушку.