Падение Берлинской стены: как это было и какие риски для Европы снова актуальны

Берлинскую стену начали разрушать 35 ноября 1989-го. Это стало началом огромных политических и экономических преобразований в Европе, пишет в статье европейского аналитического центра Bruegel Марек Домбровский, которого называют среди авторов польских реформ начала 1990-х.

Стена разделяла Восточный и Западный Берлин с августа 1961 года. Вечером 9 ноября 1989 года власти Восточной Германии открыли пропускные пункты, а это запустило спонтанный процесс демонтажа стены – люди начали разбирать и разрушать ее.

Эти события стали ключевыми для воссоединения Германии и падения так называемого Железного занавеса. разделяла мир после завершения Второй мировой. Впрочем, это не было ни началом, ни завершением процесса, который освободил восточную часть Европы от господства советского режима и, наконец, привел к распаду Советского Союза двумя годами позже. достижения, что принесло Европе падение Берлинской стены.

Восточная Европа и тотальный контроль

В статье Марек Домбровский напоминает некоторые явления из повседневной жизни Восточной Европы тех времен, которые казались незыблемыми во время падения Берлинской стены, но уже через 35 лет кажутся древней историей, и их трудно представить.

Например, идеологическая невозможность частной собственности, государственная собственность практически на все «средства производства» (по марксистскому) терминологией) и центральное планирование, когда объемы производства всего определялись не спросом на рынке, а решением «сверху». Равномерно это искажало всю экономику, увеличивая издержки и уменьшая доходы. В дополнение государственный контроль за ценами приводил к хроническому дефициту и товаров, и услуг.

Централизованные решения об инвестициях, часто принимавшихся чисто по политическим соображениям, в свою очередь, создавали в экономике структурные диспропорции, которые стали главной причиной масштабного экономического спада в начале 1990-х практически во всех посткоммунистических странах.

Государственные экономики с центральным планированием могли обеспечить индустриализацию, преимущественно работавшую на военные нужды. Но социальная, человеческая цена этого, равно как и для окружающей среды, была колоссальной. С середины 1960-х экономический рост в этом регионе превратился в застой, а в 1980-х началось падение.

Но коммунистическая экономическая система помогала установить тоталитарный контроль над обществом, в котором работа и материальный статус каждого гражданина полностью зависел от отношения к политическому режиму.

Холодная война и Железная занавес

Несмотря на то, что страны Восточной и Центральной Европы (за исключением Балтийских стран) формально восстановили свою независимость после Второй мировой, все они находились под жестким контролем Советского Союза – политическим, экономическим и военным. ИуВсе они, кроме Югославии, были членами Варшавского договора, созданного в 1955 году в противовес НАТО, а также Совета экономической взаимопомощи, созданной в 1949 году.

Советские военные контингенты размещались практически в каждой стране Варшавского договора. Их задачей было не только противостоять НАТО, но и вмешиваться, когда речь шла об угрозах коммунистическому режиму в отдельной стране.

Автор фото, Getty Images

Таким образом советские войска были задействованы во время в Восточной Германии в июне 1953, во время восстания в Венгрии в октябре-ноябре 1956 и так называемой Пражской весной в апреле 1968 года. Вмешательство стало ответом и на усиление движения «Солидарности» в Польше в 1980-81 годах и привело к введению тогдашними польскими властями чрезвычайного положения в стране в декабре 1981.

Чтобы предотвратить побег населения в Западную Европу все коммунистические режимы, кроме Югославии, закрыли свои границы и имели жесткие ограничения на поездки за границу, а пограничники имели разрешение стрелять на поражение по тем, кто пытался пересечь границу без разрешения. И именно Берлинская стена была наиболее наглядным элементом этого Железного занавеса.

Гласность и перестройка

Избрание Михаила Горбачева генеральным секретарем КПСС в марте 1985 года стало началом кардинальных изменений в Советском Союзе и советском блоке в целом .

Относительно молодой лидер (если сравнивать с Брежневым и его геронтологическими преемниками) пытался реформировать систему, объявив «гласность» (открытость) в политической плоскости и «перестройку» (перестройку) в экономике.

Но настоящими причинами реформ была неспособность победить в гонке вооружений из США и НАТО, жесткая ответ на экспансионизм СССР со стороны администраций Картера и Рейгана, провал советского вторжения в Афганистан (1979-1989)