Пострадавшие от рук торговцев «живым товаром» – жертвы, а не преступники

.

Торговля людьми происходит во всех странах и принимает самые разные формы. Жертвами торговцев и контрабандистов во всем мире становятся сотни тысяч людей. Их продают с целью сексуальной или трудовой эксплуатации, для вербовки в вооруженные ряды, участия в преступной деятельности или с целью извлечения жизненно важных органов для последующей продажи. В сети преступников, как правило, попадают представители самых уязвимых групп населения, в том числе мигранты и безработные. На фоне пандемии COVID-19 положение этих людей только ухудшилось.

«Задержание, принудительное возвращение, произвольное лишение гражданства и наложение санкций за иммиграционные правонарушения или проституцию нарушают как принцип ненаказания, так и принцип недискриминации», – подчеркнула Специальный докладчик. 

Другими словами, девушка, которую заставили заниматься проституцией там, где она нелегальна, – жертва, а не преступница. Она не должна также отвечать за то, что была завезена в ту ли иную страну нелегально или нарушила срок пребывания, поскольку сутенеры отобрали у нее паспорт. Несовершеннолетний молодой человек, которого принудительно завербовали в ряды экстремистов и террористов, – жертва, а не преступник. Такова суть принципа ненаказания. Его применение тесно связано с обязательством государств выявлять и защищать жертв торговли людьми.

В своем докладе Шивон Маллалли выразила особую обеспокоенность по поводу торговли детьми, которые нередко попадают в бандитские сети, используются в качестве курьеров, наблюдателей или информаторов. Были случаи, когда детей 9-10 лет вооружали и вынуждали совершать преступления. В особо тяжелом положении оказываются дети, попавшие в вооруженные ряды в зонах конфликтов.

«Дети, задержанные по причине их связи с вооруженными группами, включая террористические группы, должны считаться жертвами серьезных нарушений прав человека и гуманитарного права. В приоритетном порядке необходимо добиваться их восстановления, реинтеграции и воссоединения с семьей, а не наказания», – подчеркнула Спецдокладчик. 

Она напомнила, что государства обязаны обеспечивать применение принципа ненаказания в отношении всех жертв и всех форм торговли людьми, в том числе в тех случаях, когда речь идет о сексуальной эксплуатации, трудовой эксплуатации и принудительной преступной деятельности.