Эта актриса не нуждается в представлении. Увидев ее игру хоть один раз, забыть ее невозможно. Услышав хоть раз ее голос, ее уже ни с кем не перепутаешь.
Она замечательная, она любимая, она удивительная. 8 декабря исполнилось 85 лет одной из самых ярких российских актрис — Алисе Фрейндлих.
На счету Фрейндлих — роли в более чем 60 фильмах и еще большем количестве спектаклей.
Помните, как о ее героине Людмиле Прокофьевне отзывался герой Андрея Мягкова, застенчивый и немного несуразный Новосельцев: «Я когда ее вижу, у меня ноги подкашиваются».
В честь дня рождения Алисы Бруновны мы хотим рассказать о нескольких ее самых любимых в России ролях.
Малыш
Малыш — роль театральная. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» появился на сцене Театра имени Ленсовета в 1969 году. Партнером Фрейндлих на долгие годы стал Анатолий Равикович (роль Карлсона). Спектакль полюбился и зрителям, и критикам.
В одном из интервью Фрейндлих говорила, что роль Малыша была сыграна ею на одном дыхании.
В театре имени Ленсовета актриса отыграла ровно 22 сезона. И перешла в БДТ, на сцене которого играет до сих пор.
В БДТ Фрейндлих сыграла леди Макбет (исполнилась давняя мечта!)) и леди Мильфорд (по пьесе Шиллера).
Анна, жена Командора
Кинокарьера для Алисы Фрейндлих по сути началась с фильма «Анна и Командор» режиссера Евгения Хринюка. По сюжету героиня Фрейндлих Анна — вдова известного ученого Командора, роль которого сыграл Василий Лановой.
Премьера фильма состоялась 8 марта 1976 года. Критик Юрий Павлов писал о картине: «Значительный успех фильма был только подогрет той жесткой оценкой, какую вынесла ленте пресса. Думается, картина эта привлекла столь пристальное внимание критики именно благодаря участию в ней Фрейндлих. Все, кому довелось состязаться в остроумии и сарказме по поводу этой ленты, так или иначе выражали свое сожаление об участии актрисы в ней, сгоряча упустив из виду то существенное обстоятельство, что Фрейндлих в этом фильме впервые получила главную роль в кино. К тому же именно этот фильм рассеял в прах миф о некиногеничности Алисы Фрейндлих…»
Наша мымра
Киноконцерн "Мосфильм" Киноконцерн "Мосфильм"
Она же — Людмила Прокофьевна Калугина в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман». Эта роль принесла Фрейндлих всесоюзную известность.
Фильм цитировали и цитируют. Знаменитый проход Фрейндлих с макияжем и в новом платье по учреждению статистики в начале 2 серии — незабываем. Платье это, кстати, сейчас находится в костюмерной киностудии «Мосфильм» (и снималось оно после «Служебного романа» не в одной кинокартине).
Вот оно:
Остромодное, синее в клеточку.
Еще несколько лет назад Алиса Бруновна надевала его ради телевизионного эфира.
Анна Австрийская
В карьере Фрейндлих, кстати, роли двух кинокоролев, но о второй чуть позже.
Пока же на дворе 1978 год и Алису Фрейндлих утверждают на роль французской королевы Анны австрийской в музыкальном фильме режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера».
А какие наряды у королевы тут! Как она поет и танцует!
Контент недоступен
В образ актриса, правда, вжилась не сразу.
Как рассказывал Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «И вдруг она мне признается, что не знает, КАК играть, а я ей все время рассказываю, ЧТО играть. А мне-то казалось: вот приедет Алиса Бруновна и сама все сыграет. А не тут-то было. У меня началась паника».
Фрейндлих не понимала, как играть, какой должна быть королева. И испанскую страсть, смикшированную с австрийской расчетливостью, сыграла только после внятного объяснения режиссера, почему же королева Анна отдала герцогу Бэкингему на память подарок короля: алмазные подвески.
Потому что кровь бурлит, и характер, и нрав, такая вот она.
Жена Сталкера
Контент недоступен
Режиссер Андрей Тарковский хотел снимать в «Сталкере» свою жену Ларису. Но оператор фильма Георгий Рерберг уговорил его устроить пробы Алисе Фрейндлих.
Позже Фрейндлих вспоминала: «Роль маленькая, всего несколько появлений в начале и монолог в конце. Он и был снят в качестве пробы. Тарковский хотел эту пробу, почти импровизацию, взять в картину, не переснимая — он любил такие вещи».
«Объясняя, что означает для него образ жены Сталкера, Тарковский говорил, что постоянное стремление людей к неизведанному, таинственному, чуду заставляет их забывать о простых ценностях — добре, любви, дружбе, взаимной надобности, преданности. Они и есть истина, и они рядом. Но мы не замечаем того, что рядом, и проходим мимо. Мне кажется, Тарковский был тогда заражен этими идеями, а жена Сталкера в какой-то мере их воплощала в фильме. Не случайно закадровый фрагмент из Евангелия звучит из ее уст», — рассказывала она.
Снежная Королева
Роль еще одной королевы — сказочной, Снежной пришла к Алисе Фрейндлих на съемках фильма по сказке Ганса Христиана Андерсена.
Еще одна необычная королева. Не совсем снежная, не до конца ледяная, поющая и танцующая. Настоящая женщина.
Послушайте одну из песен Снежной Королевы — вот здесь.
Анна Борисовна
За роль Анны Борисовны, 87-летнего скульптора в фильме по повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» Фрейндлих получила премию «Ника».
Актриса играла ну очень пожилую женщину, которая несмотря на возраст, юморит, интересуется многим и прекрасно соображает.
В интервью журналу «Театр» ее партнер Евгений Миронов рассказывал: «Помню, однажды на съемочной площадке она мне вдруг сказала: «Ох, Женя, если бы десяток лет долой, мы бы с тобой…..». И я это прекрасно понимаю и чувствую, что мы с ней — на одной волне. Не знаю, как это объяснить. В общем, она очень любит то дело, которым занимается. И так же сильно она любит свой личный мир, в котором она может побыть с собой — в квартире или на даче, в своем кресле — сосредоточившись, взяв книгу в руки…»
«Вообще она хулиганка! Поэтому она курит, может ввернуть крепкое словцо. При всей своей мягкости, деликатности, если она человека уважает и хорошо к нему относится, она не стесняется ему сказать правду», — добавил он.