РФПИ: иностранные инвесторы спешат с инвестициями

Подробности сделок по IPO «Детского мира», SPO «ФосАгро», об отношении иностранных инвесторов к инвестициям в России рассказал в программе «Курс дня» Кирилл Дмитриев, глава РФПИ.

— Кирилл Александрович, насколько символичен и насколько важен IPO «Детский мир» для российского рынка и для прямых инвестиций?

— Мы считаем, это крайне важный момент, потому что это фактически первое посткризисное IPO. Более 90% инвесторов, которые разместили заявки, вложились в акции, — это иностранные инвесторы. Это фактически первое IPO, которое показывает, что иностранные инвесторы инвестируют в российские бумаги. Более 25% заявок было из США, и это очень важный сигнал для всего рынка. Неслучайно мы видим, что многие компании стали заявлять о своем желании разместиться на рынке.

Действительно, можно сказать, что кризис на рынке IPO завершен, и IPO «Детского мира» показывает, что размещаться можно. Мы получили, как вы знаете, очень хорошую доходность на наши инвестиции: более 90% годовых в долларах, но большую часть пакета мы оставили у себя, потому что мы верим, что «Детский мир» будет продолжать расти.

— Насколько довольны ваши партнеры по совместному фонду, которые получили эту прибыль. Это действительно такая первая история, когда фиксируют прибыль, выходя из тех активов, которые вместе с Российским фондом прямых инвестиций иностранные инвесторы получали?

— Действительно, это именно первая российско-китайская история. Потому что до этого у нас было несколько успешных выходов, но важно, что, действительно, китайские инвесторы, вложив деньги в период кризиса, вместе с нами тоже получили эту значимую доходность – 90% годовых. Это, безусловно, сигнал для многих других — и китайских, и других инвесторов, — что в России очень много успешных компаний, которые очень хорошо управляются и которые быстро растут и, безусловно, будут расти еще быстрее, потому что экономика России возобновила рост в 2017 году.

— Расскажите о «ФосАгро», потому что с точки зрения объемов, с точки зрения ситуации на рынке, наверное, более значимая история. «ФосАгро» — один из лидеров в своем сегменте. Производитель фосфорных удобрений сообщил о проведении SPO. В общем, как-то все достаточно быстро, некоторые считают внезапно, кто не знаком с ситуацией, но тем не менее можно сказать, это тоже успешная сделка, несмотря на реакцию на рынке?

— Во-первых, реакция на рынке, она показывает, что мы приобрели акции с неким дисконтом и сейчас рыночная цена как раз соответствует той цене, по которой мы приобрели. Но что важно — что мы очень верим в рост компании. Это связано с тем, что это фактически самая высокоприбыльная компания в отрасли, с самой низкой себестоимостью. И неслучайно в нее зашли шесть наших партнеров — ведущих суверенных фондов мира.

Мы разместили заявку на 200 млн долларов, организаторы уменьшили и выдали только акции на 100 млн долларов, потому что было так много спроса на эти бумаги. Но что очень важно, что мы видим, что «ФосАгро» очень хорошо управляется, очень сильная, мощная управленческая команда, компания растет более чем в 10% в год.

Для наших партнеров, это ведущие суверенные фонды, и кстати, тот же Российско-китайский инвестфонд зашел в «ФосАгро», и наши ближневосточные партнеры. 6 суверенных фондов мира верят, что рынок удобрений начнет восстанавливаться, и это важно, что потому что агросектор, безусловно, нуждается в удобрениях и «ФосАгро» — это один из лидеров рынка.

— Инвестиции в «ФосАгро» связаны с лидерскими позициями компании на рынке или это символический знак, показывающий значение вообще инвестиций в России?

— Мы видим, что, во-первых, все это SPO было завершено в течение часа. Интерес от международных инвесторов крайне велик. И, безусловно, здесь важен и сектор удобрений, потому что агросектор восстанавливается везде во всем мире и, безусловно, этот сектор будет активно расти. Но это также сигнал от инвесторов, что им нравятся высокопрофессиональные команды. Если посмотреть, в «Детском мире» есть высокопрофессиональная команда, которая обеспечила рост — более 100 магазинов было открыто в прошлом году. «ФосАгро» — очень высокопрофессиональная команда.

Московская биржа, которая тоже является одной из инвестиций РФПИ, тоже показывает уникальные результаты. И неслучайно оба размещения были именно на Московской бирже, потому что она показывает крайне большие результаты.

Поэтому инвесторам нравится профессионализм команд в России, и они понимают, что кризис завершился, началось восстановление экономики, и они спешат инвестировать в российские акции, которые, как мы знаем, выросли более чем на 50% в долларовом эквиваленте в прошлом году.

— Для вас это стало сюрпризом или, скажем так, примечательным моментом, что среди инвесторов США, Великобритания, европейские страны, все те, кто участвовал в экономической изоляции России, но вы понимали, что на самом деле с точки зрения инвестиций, с точки зрения денег это не играет роли для этих инвесторов. Вот как вы для себя это объясняете, что они тут участвуют?

— Я думаю, что оба эти размещения четко показывают, что никакой финансовой изоляции России нет или по крайней мере больше нет, и, безусловно, когда ключевые инвесторы приходят именно из США и Европы, а всего 10% акций «Детского мира» были проданы именно российским инвесторам, это показывает интерес к российским бумагам. Поэтому мы считаем, что и потепление США, которое наметилось, и мы уже видим значимый сигнал об инвестициях от американских партнеров, мы говорили о том, что мы уже предлагаем им 10 различных сделок, 2 из них уже реализовались, одна – это «Детский мир», другая – «ФосАгро», в ближайшее время будем реализовывать еще 8. Но мы считаем, что действительно важно, что инвесторы и бизнесмены из США, России, Европы сотрудничали вместе и эти размещения это показывают.

— Очень интересная высокая доходность, и вы о ней уже сказали, я имею в виду первый выход Российско-китайского инвестфонда: 90% в долларах — это очень приличный результат тоже. Это будет отличительной чертой или все-таки это разовая история с такой высокой доходностью?

— Безусловно, мы не ориентированы на такую высокую доходность, и мы ожидаем, что, например, в инфраструктурных проектах мы можем получать доходность даже меньше 10%, но это более надежные проекты. Но, безусловно, для мировых инвесторов важно знать, что в России можно получать в определенных сделках и супердоходность. Это то, что отличает российский рынок, потому что доходность фонда ЕБРР показывает здесь большую доходность, чем во многих других странах мира. И поэтому, безусловно, такие сделки, которые показывают, что в России можно получить хорошую доходность больше, чем во многих других странах, это важно. И мы видим, что, например, что ликвидность российского рынка увеличилась в 6-7 раз за последние буквально 4 месяца, когда все больше и больше инвесторов приходят в публичные наши акции.

— Что говорит этот факт, что много именно суверенных фондов стран Азии, Ближнего Востока участвуют в этих операциях. С точки зрения стабильности фондового рынка, вообще инвестиций в Россию, это как-то влияет, что это именно суверенные фонды?

— Во-первых, действительно в «Детском мире» более 68% — это именно долгосрочные инвесторы. Хедж-фонды составили очень маленькую долю.

— То есть они не имеют практики быстро выходить из денег.

— Да, что важно, потому что они более долгосрочно смотрят. И, конечно, с точки зрения РФПИ то, что мы можем мобилизовать сделку 6 суверенных фондов, это, в принципе, беспрецедентно. Потому что у нас уже есть рабочий механизм, где инвесторы видят, все инвесторы, которые инвестировали с нами, они получают позитивную доходность в долларах, и поэтому мы можем делать то, что мало кто может. Обычно, может быть, поучаствуют 1-2 суверенных фонда, но то, что участвуют суверенные фонды из 6 стран, это показывает, что механизм РФПИ работает, имеет доверие от инвесторов, которые в различные сделки готовы вместе с нами заходить ведущие российские компании.

— Действительно беспрецедентная история. Тяжело ментально сближать инвесторов из Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Европы, из других уголков земного шара, или они видят доходность, и им этого достаточно, или все-таки приходится знакомить друг с другом и с интересами друг друга?

— Мы инвестировали в Россию в очень тяжелое время, буквально 2-3 года назад, когда был сильный экономический кризис. И все равно те же инвесторы из Эмиратов и из других стран инвестировали, когда было очень много непредсказуемости.

Сейчас они видят, что эти инвестиции оправдались, доходность хорошая, есть интерес к значимому увеличению инвестиций. Неслучайно вот недавно Катарский фонд объявил о том, что вместе с ним мы заключили соглашение об инвестиции еще $2 млрд совместно, и они будут увеличивать автоматическую часть инвестиций с нами. Поэтому все видят, что сделка с ОПЕК стабилизировала цену на нефть, российская экономика начала восстановление, несмотря на санкции, и они получили хороший опыт инвестиций даже в кризисные времена. Поэтому мы видим, что они очень уверенно инвестируют и хотят резко увеличивать объемы инвестиций в России.

— То есть они больше про цифры, а не про политику?

— Да, они больше про цифры, но политика помогает, потому что, безусловно, улучшение отношений между США и Россией — это то, на что инвесторы надеются, то, что сделает мир стабильнее, и они, наши инвесторы, чувствуют это улучшение.

— Те средства, которые получают инвесторы, например в «Детский мир», да, Российско-китайский инвестиционный фонд, они как-то будут дальше работать или получили прибыль – и достаточно. Есть совместные истории? Где они — в России, в Китае?

— Безусловно, мы, например, продолжаем строительство российско-китайского моста, который долго не строился, но мы подключились к нему, и вместе с фондом «Развитие Дальнего Востока» этот мост активно строится. И мы уже в ближайшее время покажем там значимые результаты. Этот мост – это один из крупнейших и важных проектов между Россией и Китаем с точки зрения инфраструктуры. Мы сейчас обсуждаем инвестиции в некоторые банки в России совместно с китайскими партнерами и вообще видим, что, безусловно, Китай очень настроен на сотрудничество и это сотрудничество будет укрепляться и мы будем инвестировать в агросектор и в другие различные проекты.

Источник: vestifinance.ru