Итоги переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи и договоренность о перечислении Беларуси второго транша в 500 млн долларов российского государственного кредита вызвали широкий резонанс в немецких СМИ. На каких условиях Путин предоставляет Лукашенко деньги? Как повлияет это решение на дальнейшую судьбу Беларуси, и как следует реагировать Евросоюзу? Подробности — у DW.
ЕС ограничен в мерах воздействия на Беларусь
В эти дни переписывается политическая карта восточной части Центральной Европы,пишет обозреватель газеты Der Tagesspiegel Кристоф фон Маршал (Christoph von Marschall): решается судьба Беларуси, за будущее которой ведут борьбу ЕС и Россия. В одном случае речь идет о «свободе и суверенитете», в другом — о «возврате к империи с отказом от самоопределения и, в конечном счете, от государственности», считает автор комментария.
Экономически Лукашенко очень зависит от России, напоминает фон Маршалл, «поэтому на встречу с Путиным он поехал в качестве просителя». Москва же, в свою очередь, давно стремится к созданию Евразийского экономического союза в противовес ЕС.
Лукашенко экономически зависит от Путина
«У Евросоюза, который в последние недели ужесточил санкции против Лукашенко, варианты действий ограничены: дальнейшее усиление давления повысит зависимость Лукашенко от Путина. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис уже предупредил, что эскалация может привести к российской аннексии Беларуси», — пишет немецкий журналист.
Поглощение Беларуси Россией «кардинально изменит карту Европы», предупреждает Кристоф фон Маршал. «На восточной границе НАТО и ЕС опустится новый железный занавес. Российские войска окажутся прямо у границ всех трех балтийских стран и Польши. Существование Украины будет крайне неустойчивым — страна будет с трех сторон заблокирована Россией», — прогнозирует обозреватель Der Tagesspiegel. Поэтому Евросоюзу, считает он, «давно пора найти средства для эффективного противодействия Путину».
Лукашенко больше не лавирует между Западом и Востоком
Путин знает, что Лукашенко находится под сильным экономическим давлением, не в последнюю очередь — из-за новых санкций ЕС, пишет Кристина Нагель (Christina Nagel), комментатор Tagesschau, информационной программы первого канала немецкого телевидения ARD. И «старший брат», по ее словам, снова обеспечил Лукашенко спасительную «капельницу».
Лукашенко выбрал курс на сближение с Россией?
Немецкая журналистка указывает, что Путин еще в феврале «явно не случайно подчеркнул зависимость Минска от Москвы». «Россия остается крупнейшим экономическим партнером Беларуси. Обеспечивая почти 50 процентов инвестиций, мы являемся крупнейшим инвестором. Российские компании вложили в белорусскую экономику более четырех миллиардов долларов США», — напомнил тогда российский президент.
«Договорившись о втором транше кредита в 500 млн долларов, который Москва предоставит Минску, Путин может потребовать от Лукашенко услугу за услугу. Так что на данный момент успешному лавированию Лукашенко между Востоком и Западом пришел конец», — резюмирует Кристина Нагель.
«Проблему Лукашенко», не исключено, можно решить с помощью Путина
О чем на самом деле говорили на переговорах Путин и Лукашенко, доподлинно неизвестно. Но обнародованные итоги их встречи позволяют испытывать «очень осторожный оптимизм», считает комментатор Deutschlandfunk Флориан Келлерман (Florian Kellermann). Российский кредит Беларуси в размере 500 миллионов долларов и увеличение числа рейсов в Россию белорусской авиакомпании Belavia — хорошие новости, уверен журналист: они говорят о том, что «между Путиным и Лукашенко не царит атмосфера полного взаимопонимания, даже если их фотографии на борту яхты и пытаются заставить нас поверить в обратное».
Дело в том, объясняет далее обозреватель Deutschlandfunk, что «этих денег белорусскому диктатору хватит не больше, чем на два месяца, — особенно если ЕС введет санкции против крупных государственных предприятий. Да и заявление главы Belavia тоже заставляет задуматься — авиакомпания по-прежнему не будет летать в Крым: для этого Беларуси пришлось бы признать аннексированный полуостров частью России. Очевидно, Путин не смог договориться с Лукашенко даже об этой уступке».
По мнению немецкого комментатора, итоги переговоров Путина и Лукашенко свидетельствуют о том, что «российский президент, похоже, все еще не уверен, стоит ли связывать себя обязательствами с диктатором в соседней стране». А это, в свою очередь, позволяет надеяться на то, что, что «проблему Лукашенко», не исключено, все еще можно решить с помощью Путина». С решением по Беларуси, полагает Флориан Келлерман, Путин не будет торопиться, как минимум, до 16 июня — даты, на которую назначена его встреча с президентом США Джо Байденом. Тем более, что последний уже заявил, что хочет обсудить этот вопрос на переговорах в Женеве. Автор комментария допускает, что «Путин может использовать свое решение о поддержке Лукашенко — или отказ от нее — в качестве главного козыря» на переговорах с Байденом.
У Евросоюза в этой ситуации, по мнению немецкого журналиста, «есть два пути, по которым следует идти одновременно: это диалог с Россией и усиление давления на Лукашенко». Под последним комментатор Deutschlandfunk подразумевает «санкции, которые действительно ударят, прежде всего, по самому Лукашенко».