Sony и Microsoft могут стать «игровыми Netflix»

Москва, 20 марта — «Вести.Экономика»


Крупные IT-компании активно ищут новые ниши в перспективных сегментах и попутно разрабатывают инновационные бизнес-модели. Так, на игровых консолях PlayStation и Xbox появились «бесплатные» игры за ежемесячную подписку — раньше такого на приставках не было. Теперь это вполне привычно как на платформах Sony, так и Microsoft. Отношения клиента и продавца эволюционируют. Об этом сообщает портал gmbox.ru.

Причем буквально в следующие несколько месяцев оба гиганта консольной индустрии планируют сделать очередной шаг на этом пути. Microsoft первой заявила о том, что вскоре внушительная библиотека игр для Xbox One станет доступна за $9,99 в месяц. Sony выступила с ответом через несколько недель: японская компания собирается добавлять игры для PS4 в библиотеку сервиса PS Now (ранее там были исключительно наименования для PS3).

Конечно, PS Now дороговат: подписка на месяц стоит $20. Однако есть и трехмесячный план за $45, что уже чуть ближе к прейскуранту Microsoft. Цель, преследуемая обеими компаниями, ясна. И в музыке, и в видео ежемесячная подписка стала делом куда более прибыльным, чем поштучная продажа фильмов или альбомов. Netflix и Spotify для игр — такая бизнес-идея витала в воздухе уже давно, и Sony с Microsoft оставалось только ухватить ее.
С деловой точки зрения модель подходит, для того чтобы вовлечь внушительную прослойку пользователей, не покупающих новые игры. Подразумевается, что эти прижимистые личности будут платить $120-180 в год, потому что $10-15 в месяц — это совсем немного.

С другой стороны, $120 — это всего лишь две новые консольные игры. В год. Разумеется, тех, кто тратит на любимое увлечение намного больше, тоже немало. В теории можно предположить, что Sony и Microsoft готовятся пилить сук, на котором сидят. Но практика показывает, что подписка в подавляющем большинстве случаев не вредит классическим продажам за полную стоимость.

Ведь новые хиты в эти библиотеки (что Sony, что Microsoft) не попадут. Несомненно, будет долгий период эксклюзивности для физических продаж. В конечном итоге величайшие хиты будут попадать в каталоги подписок, но только после того, как их потенциал продаж за $60 будет полностью исчерпан. То есть обновленный PS Now и грядущий сервис от Microsoft, скорее всего, станут попыткой вновь откусить от основательно подсохшего пирога, а не бескорыстной манной небесной для геймеров.
К сожалению, с точки зрения потребителя радикальных изменений не будет, и это легко можно рассмотреть на примере PS Plus. Был ли в плюсе Bloodborne, вышедший 2 года назад? Нет. Конечно, подписчикам уже предлагали скромную по консольным меркам цену (порядка 1200 руб.), но полностью бесплатного Bloodborne еще не наблюдалось.

Если касаться психологического аспекта, ААА-проекты — это феномен, для которого крайне важен дух времени. Проще говоря, большинству геймеров непременно хочется играть в то, о чем сейчас говорят и во что именно сейчас играют все остальные. Массовость и тренды здесь почти никого не пугают.

Однако стоит понимать, что рынок игр состоит не из одних лишь только нетленных хитов. Остальной софт радикально обесценивается за несколько месяцев после начала продаж. Дальше «геймеры-ждуны» пускают в ход арсенал разных ухищрений: взять поиграть у друга, купить б/у диск и так далее.
Для индустрии это самые неприятные опции, ведь дополнительный доход от них нулевой. На всем мировом рынке можно назвать только одного крупного игрока, делающего внушительную прибыль на вторичных продажах дисков: GameStop. Все остальные в этом не только не заинтересованы, но и хотели бы по возможности ограничить продажи б/у игр.

Существует теория о том, что игровой «секонд хэнд» на самом деле помогает индустрии. Это якобы, как трейд-ин: продавший прибавляет к выручке собственные деньги и сразу же покупает новую игру. Но здесь не учитывается, что при трейд-ине автомобиль сдается исключительно ради того, чтобы приобрести новый, а с играми все сложнее. Продавец может спустить выручку в клубе или купить джинсы, так что теория нежизнеспособна.

Поэтому с точки зрения издателей подписка в стиле Netflix внезапно обретает новый смысл: побороться с магазинами б/у дисков за прибыль. Обсуждение сроков эксклюзивности и отчисление процентов разработчикам — переговоры на подобные темы займут сотни часов. Но по крайней мере деньги перестанут утекать третьим лицам.
Кроме того, общее количество консольных геймеров может увеличиться за счет игроков, ранее считавших игры слишком дорогими. Ведь консоль при желании можно будет превратить в самую настоящую ТВ-приставку, дающую за скромную мзду ежемесячный доступ к библиотеке — только не видео, а игр.

С точки зрения бизнеса все абсолютно ясно. Но техническая сторона дела пока что вызывает вопросы. На данный момент подход Microsoft кажется куда более грамотным — особенно для таких стран, как Россия, где скорость и надежность соединения далеко не всегда гарантирована. Позволить потребителю закачать софт себе и играть локально — это куда более комфортно, чем опираться на стриминг игр.

Эта технология (стриминг игр) опередила свое время. Провайдер обязан платить за гору дополнительного оборудования, хотя у каждого клиента дома уже и так стоит консоль. Скорее всего, именно по этой причине PS Now стоит в 2 раза дороже грядущей подписки Microsoft. Кроме того, у многих желающих просто не получится подписаться на сервис от Sony.

В наши дни стриминг видео достиг небывалых высот: сносно смотреть можно даже при плохом коннекте. Но секрет успеха в буферизации. А предзагружать визуальную составляющую игры (в отличие от кино) невозможно, все ведь зависит от игрока и его действий! То есть пакеты должны оперативно идти в обе стороны практически с нулевой задержкой, чего не могут обеспечить даже во многих европейских странах.
У Microsoft появится отличный шанс вновь обогнать Sony — как в золотую эпоху Xbox 360. Предыдущая Xbox по своим онлайн-сервисам обходила PS3, что и обеспечило безумную популярность консоли от MIcrosoft. Но это, конечно, не означает, что Sony будет просто сидеть и ждать, пока главный конкурент отхватит приличную долю рынка.

Судя по всему, в Sony взялись за продвижение PS Now всерьез. И в корпорации должны понимать те естественные ограничения, с которыми сервис неминуемо столкнется на своем пути. Не исключено, что для стран с нестабильным интернет-соединением будет предложен вариант PS Now в виде расширенного PS Plus — эдакого PS Plus Plus. То есть вместо стриминга любую игру из обширной библиотеки можно будет скачать себе — это сразу решит почти все проблемы.

Adobe, CISCO, Oracle, даже сама Microsoft в плане Office — многие крупные IT-компании либо добавляют в свой арсенал бизнес-модель «подписка вместо продукта», либо полностью переходят на нее и констатируют прибыльность подобной схемы. Так что игровой Netflix действительно может стать нашим будущим, причем куда быстрее, чем мы думаем. Геймеры и компании только выиграют, ну а единственными проигравшими окажутся продавцы физических носителей.

Источник: vestifinance.ru