Жители поселка Новые Санжары в Полтавской области попытались не пропустить в местный санаторий людей, эвакуированных из Китая из-за эпидемии коронавируса. Опасаясь, что заболевание может выйти из-под контроля, они построили баррикады, а когда полиция разрушила заграждения, начали бросать камни в автобусы с эвакуированными.
«Мне надо поспать, завтра же на работу», — буднично рассказывала жительница Новых Санжар, уходя от уничтоженной полицией баррикады.
Еще 20 минут назад там бушевали страсти, во время которых санжарцы попытались устроить собственный «Сталинград» и не пустить в санаторий Национальной гвардии 45 граждан Украины и 27 иностранцев, эвакуированных из китайского Уханя, где началась эпидемия коронавируса.
Однако битва проиграна, эвакуированные оказались в санатории, и можно было спокойно идти домой.
Для сторонних наблюдателей все это могло выглядеть странно — как и вообще попытки не пустить в поселок своих соотечественников на карантин.
Но если провести на баррикадах несколько часов, становится ясно: проблема здесь глубже, а дело не только в невежестве или необразованности, как могло кому-то показаться на первый взгляд.
Новый Ухань
Истерия с коронавирусом добралась на Украину очень быстро — в отличие от самого вируса — и сначала прокатилась по Западной Украине. Там люди ставили блокпосты из-за слухов о поселении на карантин эвакуированных из Китая, кричали, что «сдохнут».
Под вечер 19 февраля эстафету истерии подхватили Новые Санжары на Полтавщине, когда и там появились слухи о поселении на карантин эвакуированных из Китая в местный санаторий.
Там начали говорить, что их городок хотят превратить чуть ли не в Новый Ухань.
Отсутствие заблаговременных объяснений от власти санжарцам заменили выдумки, страшилки и слухи из соцсетей. Об этом люди откровенно нам потом рассказывали.
«Из социальных сетей», — говорили нам борцы с «зарубежной заразой».
Что писали в «Фейсбуке» об эвакуированных, даже трудно представить, но уже к утру многие санжарцы были убеждены, что борьба против их поселения — это их обязанность перед детьми.
Иначе угроза смерти и вымирания Новых Санжар — практически решенное дело.
С такими мыслями люди попытались перекрыть все въезды в город, чтобы автобусы не смогли привезти людей в санаторий Нацгвардии.
События в Новых Санжарах 20 февраля заставляли вспомнить о Славянске (городе в Донецкой области, на некоторое время захваченном сторонниками самопровозглашенной ДНР) весной 2014 года. Остатки блокпостов и пыл в борьбе против чего-то страшного и неведомого.
В этот день в городке появилось два «стратегических объекта»: санаторий Нацгвардии на окраине и мост через речку Ворскла, который разделяет центр и дорогу в Полтаву от этого же санатория. Оба объекта санжарцы заблокировали.
«Эта болячка, она уничтожит всех и вся», — рассказывала нам женщина в рядах блокирующих у моста.
Аргумент, что из Уханя эвакуируют людей без симптомов заболевания, она парировала тем, что, во-первых, они еще проявятся через две недели. А во-вторых, перед вылетом из Китая врачи завернули трех украинцев с температурой. А потому и всех могли заразить во время вылета.
На вопрос, а что делать с этими украинцами, ответ очень схожий: везти как можно дальше, только не сюда. Куда-то в лес.
А лучше — отремонтировать какую-нибудь гостиницу в Чернобыльской зоне. Хотя местные жители добавляли, что против конкретных людей «мы ничего не имеем».
«Заразятся все«
В чем точно было уверено большинство протестующих — все заразятся чуть не на следующий день.
Мол, уже в двадцати метрах от забора санатория находится пятиэтажный дом — и зараза туда перепрыгнет. Канализация здесь общая, и вирус попадет в Ворсклу, потом — в Днепр и отравит всю Центральную Украину.
«А к вам приходили врачи, объясняли, что это физически возможно?» — спрашивал я.
Люди отвечали, что не объясняли и не приходили. Брифинги Министерства здравоохранения их не убедили, не поверили и заявлениям президента Владимира Зеленского. Хотя меньше года назад за него здесь проголосовали более 80% избирателей.
Диспозиция сторон была такой — мост по центру заблокировала полиция; съезд в сторону Полтавы, откуда должны были ехать автобусы, заняли санжарцы. А дальше метров двести центральной дороги заняла полиция, бронетехника и Нацгвардия.
Было понятно, что полиция на бронетехнике вытеснит протестующих с моста и не даст перейти им на другую сторону, что позволит проехать автобусам.
Почти так и произошло. Людей не пустили, но автобусы здесь не проехали.
Народ оттеснили быстро и почти без драк.
Люди кричали «Слава Украине!», ругали последними словами Зеленского, проклинали всех и вся. Но желающих сопротивляться полиции не нашлось.
«Ну, спасибо, Зеленский, за заразу», — сказала бабушка на обочине моста, наблюдая за зачисткой.
Молодая женщина лет 40 говорила по телефону: «Сколько прожила, маленькие дети дома, голова на плечах есть, но зачем она мне теперь, если их сюда поселят».
Обходной манёвр
Непонятно, чем закончится в Новых Санжарах история с карантином и коронавирусом, но вирус страха здесь воцарился.
В людях чувствовалась обреченность и уверенность в неизбежной эпидемии.
Они стояли на обочине и ждали автобусы. В какой-то момент родственники санжарцев с той стороны моста начали звонить и рассказывать, что колонна едет с другой стороны, зайдя с тыла, сделав из Харькова крюк через Днепропетровскую область.
За проведенный здесь день от взволнованных людей пришлось услышать множество новостей, не имевших ничего общего с реальностью, но информация об обходном маневре быстро подтвердилась.
Колонна заехала с другой стороны, а полиция быстро сломила сопротивление пикетчиков у санатория. Остатки баррикады на дороге догорали, тем временем колонна автобусов в окружении полиции проехала до бокового въезда в санаторий.
Единственное, что смогли сделать митингующие — так это бросить камни и повредить несколько окон в автобусах.
Это немного напоминало гей-парады в Киеве, когда сотни и тысячи полицейских охраняют десятки участников марша за равенство.
Жизнь над Ворсклой
Битву санжарцы проиграли и начали расходиться по домам, жалуясь на сложные эпидемиологические будни.
Очень скоро в санаторий триумфально приехал с кортежем министр внутренних дел Арсен Аваков, который пожал руки полицейским за удачную операцию. Протестующих он открыто назвал «скотами».
Упреки, что этими «скотами» оказались львиная доля населения города, и их стоило бы заранее оповестить, и что в этом есть вина и власти — Аваков прокомментировал просто: «А вода им недостаточно мокрая».
Набережная Ворсклы у санатория с множеством прекрасных беседок выглядела красивой и обустроенной — даже ночью.
После столкновений прибыли чиновники во главе с премьером-министром Гончаруком. Глава МВД Арсен Аваков говорил о «скотах», а глава минздрава Зоряна Скалецкая осталась в карантине на 14 дней вместе с эвакуированными
Не успел рассеяться дым и шум противостояния, на набережной уже появились санжарцы, которые беззаботно устроили пикник в беседке рядом с полицейским постом и стали пить водку в честь теплого февральского вечера.
Полицейские возле центрального входа в санаторий с азартом играли в футбол двухлитровой бутылкой из-под пива, которая осталась на развалинах баррикады.
Журналисты тоже направлялись прочь с «поля боя», рассуждая, что в следующий раз, когда президент Зеленский станет говорить, что людям всегда виднее, что их надо слушать и проводить больше референдумов, то ему можно будет напомнить два слова — Новые Санжары.
Media playback is unsupported on your device «Это хуже Чернобыля». Как на Украине встречают эвакуированных из-за коронавируса