Александр Лукашенко намерен в ближайшее время подписать декрет, который предусматривает, что в случае чрезвычайной ситуации, в частности его гибели, президентские полномочия перейдут Совету безопасности страны. В его структуру, помимо президента, входят 19 человек. В постоянном составе — премьер-министр, председатели обеих палат парламента, глава Администрации президента, госсекретарь Совбеза, министры МВД и обороны, председатель КГБ. Также в него входят председатели Верховного суда, Комитета государственного контроля, Нацбанка, Следственного, Государственного военно-промышленного и Государственного пограничного комитетов, генеральный прокурор, министры иностранных дел, финансов, по чрезвычайным ситуациям, начальник Генштаба Вооруженных сил — первый замминистра обороны.
Зачем расширение полномочий Совбеза понадобилось Лукашенко? DW собрала комментарии экспертов.
Декрет Лукашенко — «антиконституционная диверсия»
На заявление Лукашенко о новом декрете отреагировали в штабе экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской. Ответственный за конституционную реформу Анатолий Лебедько отметил, что переход власти к Совбезу противоречит конституции, ведь, согласно статье 89, в случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия переходят к премьер-министру.
Валерий Карбалевич
На это же обратил внимание белорусский политолог Валерий Карбалевич. Кроме того, он напомнил, что разделы конституции, которые касаются органов государственного управления, могут приниматься только всенародным референдумом. «Анонсированный декрет с таким содержанием — это антиконституционная диверсия. Впервые с 1996 года Лукашенко так явно собирается нарушить конституцию. Фактически, Лукашенко предлагает передать власть военным. Ведь в составе Совета безопасности доминируют руководители силовых структур», — считает Карбалевич.
Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в беседе с DW предположил, что Лукашенко все-таки постарается реализовать какие-то формальные требования для вступления декрета в силу. По мнению эксперта, этого будет либо заявление Конституционного суда, либо проведение референдума в 2022 году, о котором Лукашенко уже упоминал. Таким образом в Беларуси появится «сверхдиктаторский орган коллективного управления страной, который может функционировать до краха всей системы в целом», отмечает Усов.
Лукашенко поверил в «заговор»?
Между тем, Валерий Карбалевич убежден, что Лукашенко не стал дожидаться принятия новой конституции, чтобы там прописать эту норму, потому что поверил в «мистический заговор». «Человеком, который находится в подобной атмосфере страха, легко манипулировать. Что и делают спецслужбы», — пишет политолог.
«На самом деле совершенно очевидно, что после того, как Лукашенко показали «Манкуртов» (фильм по белорусскому госТВ о подготовке переворота в Беларуси. — Ред.), он всерьез и реалистично воспринимает потенциальную угрозу внутренних заговоров. И попытка сказать: «Ребята, вы будете, в случае чего, после меня» означает «я не позволю вам ничего сделать для сценария ускорения этого процесса. Знайте, за вами будет специальный контроль», — считает независимый аналитик Сергей Чалый.
Попытка использовать «казахстанский сценарий»
Павел Усов
Павел Усов выдвинул еще несколько версий того, зачем Лукашенко понадобился декрет о передачи власти Совбезу в случае ЧП. По его словам, наиболее логичным объяснением того, что происходит в Беларуси, может быть попытка использовать в стране «казахстанский сценарий» транзита власти. Лукашенко «готовит такой способ, при котором можно было бы понизить градус внутреннего напряжения и уйти в тень, при этом сохраняя все политические механизмы управления, как это сделал Нурсултан Назарбаев», — комментирует эксперт.
Таким образом, считает он, даже без участия в выборах Лукашенко может находиться у власти до конца собственных дней, также, если будут такие возможности, он может сделать президентом любого из своих сыновей, при том, что реальные рычаги управления будут у него в руках.
С другой стороны, говорит Усов, причиной появления декрета могут быть процессы, связанные с развитием стратегического сотрудничества России и Беларуси: «Совет безопасности может взять на себя ответственность и принять решение, чтобы российский контингент был введен в Беларусь для стабилизации ситуации, для обеспечения суверенитета». Этим можно было объяснить «заговор» против Лукашенко и «внешние угрозы», ежедневно якобы возникающие для Беларуси.
«Лукашенко откроет ящик Пандоры»
«Фактически А. Лукашенко, в случае подписания декрета, сделает своим официальным наследником хунту силовиков. В общем, Беларусь все больше деградирует и скоро будет считаться европейской Мьянмой», — пишет в своем телеграм-канале политолог Андрей Суздальцев из московской Высшей школы экономики (ВШЭ). Также Суздальцев убежден, что, подписав декрет о передаче власти, Лукашенко откроет ящик Пандоры и фактически сам себе подпишет смертный приговор.
В свою очередь, Павел Усов не видит сегодня предпосылок для того, чтобы кто-то из существующих ныне глав ведомств мог начать организовывать политический заговор против Лукашенко: «Нет ни харизматического лидера, ни коллективного лидерства. Там, скорее, находятся такие люди, которые друг другу не доверяют, и Лукашенко этим активно пользуется. Тем более он в любой момент может изменить состав всех силовых структур и назначить туда исключительно верных и преданных ему людей, которые сделали карьеру в условиях кризиса и обязаны всем Лукашенко».
России операции против Лукашенко сейчас тоже не нужны, на данный момент у ее и так есть все возможности реализовывать свои стратегии в отношении Беларуси, добавляет эксперт.
Что думают о декрете сторонники Лукашенко?
Новый декрет Лукашенко прокомментировали и некоторые его сторонники. «Этот шаг призван в какой-то переходный, сложный период стабилизировать ситуацию, чтобы власть была преемственной и никакие разрушительные силы не смогли ее захватить», — заявил «РИА Новости» политолог Алексей Дзермант.
«Анонсированный Александром Лукашенко декрет о наделении чрезвычайными полномочиями Совета безопасности является началом, отправной точкой комплексных мероприятий по формированию системы стратегического планирования безопасности Беларуси», — отметил в интервью БЕЛТА заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Николай Щекин.