Из России массово выехали северокорейские работники. Это связано с санкциями ООН против Северной Кореи. За последние недели в России массово закрылись строительные компании, швейные производства и даже рестораны, где работали граждане Северной Кореи.
Ресторан «Корё», самый известный ресторан северокорейской кухни в Москве, работал практически всю неделю до 22 декабря. Там можно было попробовать плов с кимчи и салат из папоротника.
По вечерам в зале было много посетителей — были заняты больше половины столов, некоторые сдвинуты для больших групп.
По телефону ресторана всю прошлую неделю отвечали, что не знают, до которого часа будут работать в субботу и откроются ли в воскресенье.
«Мы не имеем права говорить, — сказал корреспонденту Би-би-си один из работников ресторана. — У нас будет новый владелец. Позвоните лучше в посольство». Дозвониться до посольства Би-би-си не удалось, но директор в ресторане к этому времени уже сменился — вместо Ким Е Сона его возглавил уроженец Казахстана Вадим Ким, следует из данных СПАРК.
В воскресенье ресторан оказался закрыт на ремонт, а его сайт перестал работать.
Ресторан «Корё» в Москве
В Москве было еще как минимум два северокорейских кафе — «Рынрадо» на Ломоносовском проспекте и «Минсон» на Мосфильмовской. Оба — примерно в 15 минутах ходьбы от посольства КНДР. К 22 декабря они тоже оказались закрыты. На окнах «Рынрадо» — объявление об аренде.
Русская служба Би-би-си обзвонила северокорейские и российские компании, которые нанимали северокорейских работников — строителей, швей и других специалистов. Телефоны многих из них не работали или по ним отвечали новые арендаторы зданий.
«Читайте внимательно закон, вся корейская диаспора выехала», — раздраженно сказали корреспонденту по телефону подмосковной строительной компании «Моран-строй».
«Завтра-послезавтра у нас уезжают последние группы [работников], на самолет — и домой», — сказал корреспонденту Би-би-си сотрудник еще одной подмосковной строительной компании «Кансон».
Сотрудник другой компании, попросивший об анонимности, так как является сам гражданином Северной Кореи, сказал корреспонденту Би-би-си на прошлой неделе, что почти все работники его предприятия уже уехали, а сам он должен был улететь в Пхеньян на прошлой неделе.
«Это ничего страшного, претензий нет», — сказал он корреспонденту Би-би-си о необходимости вернуться на родину.
«Там семья», — добавил он. Со всеми вопросами он тоже посоветовал обратиться в посольство КНДР в Москве.
Раньше число работников из КНДР в России доходило примерно до 40 тысяч человек, но к апрелю 2019 года их осталось «порядка 8 тысяч человек», сообщала Русской службе Би-би-си Мария Захарова. На момент публикации министерство иностранных дел не ответило на запрос Би-би-си о том, выехали из России все северокорейские работники.
22 декабря 2017 года совет безопасности ООН принял резолюцию, которая обязывает северокорейских граждан покинуть страны, где они работают. Это касается и России. Резолюция не распространяется на некоторые категории граждан — например, на студентов и туристов. В ООН считают, что на деньги, которые работники отправляют на родину, КНДР финансировала свою ядерную программу.
«Покурят, закроются и едут»
26 ноября в полночь с Ярославского вокзала отправлялся поезд во Владивосток. К нему был прицеплен вагон, который следовал дальше — в Пхеньян. Это вагон северокорейских железных дорог. Время в пути — 8 дней.
Пропустить Twitter пост , автор: @asspirin12
Ярославский вокзал, ноябрь. pic.twitter.com/HujPjSpRxf
— sergey kozlovsky (@asspirin12) 23 декабря 2019 г.
Конец Twitter сообщения , автор: @asspirin12
В вагоне — северокорейский проводник. Сколько людей внутри — непонятно. Они прибыли на перрон задолго до отправления поезда. Провожать их пришли два человека с одинаковыми сумками через плечо, они улыбались и махали кому-то через запотевшее окно.
«Покурят, закроются и едут. Во Владивостоке их отцепляют, и они едут дальше», — сказала проводница одного вагонов поезда Москва-Владивосток.
Этот рейс отправляется два раза в месяц, но в декабре только до 22 числа было выполнено три таких рейса в КНДР. По данным сайта РЖД, все билеты на последние рейсы были раскуплены.
Правда, в субботу, 21 декабря, в двух вагонах Москва-Туманган (это вагоны РЖД) уже не было корейских групп, вагоны уходили почти пустыми, туда сели несколько российских военных.
Вагон Москва-Туманган на Ярославском вокзале 21 декабря 2019 года
«Уже и не помню, когда их последний раз видели, — говорит проводник поезда. — Иногда они садятся в обычный плацкарт до Уссурийска — это дешевле, а потом пересаживаются в свой купейный».
По данным Интерфакса, до конца года были также раскуплены билеты на поезда Уссурийск-Туманган и Хасан-Туманган.
Число рейсов северокорейской авиакомпании AirKoryo, летающей в Пхеньян из Владивостока, тоже увеличилось. Всю неделю перед 22 декабря они выполнялись дважды в день, хотя раньше отправлялись только два раза в неделю. В авиакомпании связали рост пассажиропотока с новогодними праздниками, писал Интерфакс.
Число запросов про рейсы в Пхеньян из России выросло за год в два раза, сообщили в пресс-службе агрегатора авиабилетов Aviasales.
Cамолет северокорейской авиакомпании Air Koryo во Владивостоке
Могут ли корейцы остаться?
«Они должны уехать, очень большие штрафы [налагаются на оставшихся]», — сказала Би-би-си бывшая сотрудница компании, нанимавшей работников из КНДР. Би-би-си звонила по телефону компании строительной компании «Кормос-строй», зарегистрированной в Подмосковье.
По мнению Казбека Тайсаева, депутата Госдумы от КПРФ, северокорейским работникам могут помочь поправки к закону о положении иностранных граждан, которые прошли в Госдуме первое чтение.
«Все граждане, которые приезжают к нам на учебу, будут иметь право на работу в том числе. Это один из вариантов [который может им помочь]», — сказал он.
Сам законопроект не рассчитан специально на граждан КНДР. В пояснительной записке к нему указано, что в России 210 тысяч иностранных студентов. Студенты вузов из КНДР в их числе не занимают и процента. Хотя их число растет.
Сейчас в российских вузах 146 студентов из КНДР, сообщили Би-би-си в министерстве образования и науки России (по состоянию на 1 октября 2019 года). Из них 141 человек учится очно, а 5 — заочно. В прошлом году было 84 студента, 82 из них — очники.
Таким образом, за год число студентов-очников из КНДР выросло на 70%.
Данные о количестве иностранных студентов средних учебных заведений Би-би-си запросила в министерстве просвещения и ожидает ответа.
В последнее время все больше граждан КНДР приезжают в России с частными и туристическими визитами, а количество деловых поездок уменьшилось, показывает статистика приграничной службы ФСБ.
По словам Казбека Тайсаева, проблема северокорейских рабочих в нашей стране «более глобальная» и не исчерпывается вопросами образования. «Сейчас ведутся переговоры, пока окончательного решения этой проблемы нет», — поясняет он.
Тайсаев надеется, что квоты для рабочих удастся восстановить.
Поездки граждан КНДР в Россию по целям визита
Тыс. человек. Данные за 1-3 квартал каждого года
Источник: пограничная служба ФСБ России
«В новом году мы должны сделать все возможное, чтобы северокорейские рабочие работали в Российской Федерации. Строители из КНДР — одни из лучших. Они строили в России социальные объекты — школы, садики. Ни по одному объекту никогда нареканий не было. Это высококлассные специалисты, в которых мы очень нуждаемся», — сказал Казбек Тайсаев.
При участии Сергея Козловского и Ольги Шаминой.